ЦВЕТА́ЕВА
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦВЕТА́ЕВА Марина Ивановна [26.9(8.10). 1892, Москва – 31.8.1941, Елабуга], рус. поэт, прозаик, драматург. Дочь И. В. Цветаева. Детские годы Ц. прошли в Москве и Тарусе. Училась в моск. гимназии, пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия); прослушала курс лекций в Сорбонне. Стихи писала с детства; увлекалась творчеством Э. Ростана. В 1910 на собств. средства выпустила первый поэтич. сб. «Вечерний альбом» – лирич. дневник юной, романтически настроенной души, получивший одобрит. отзывы В. Я. Брюсова, М. А. Волошина, Н. С. Гумилёва. Летом 1911 гостившая у Волошина в Коктебеле Ц. познакомилась с С. Я. Эфроном, в 1912 вышла за него замуж. В том же году опубликован поэтич. сб. «Волшебный фонарь», в 1913 – сб. «Из двух книг». Лирика раннего периода не примыкавшей ни к каким лит. направлениям или школам Ц. в ритмич. отношении по большей части традиционна, отмечена музыкальностью и напевностью стиха. В кон. 1915 подготовлен сб. «Юношеские стихи» (не изд.), знаменовавший переход к зрелой романтике; в него вошли, в частности, стихотворения: «Идёшь, на меня похожий…», «Моим стихам, написанным так рано…», «Уж сколько их упало в эту бездну…» (все 1913) и др. Произведения, созданные в 1916, в т. ч. «Никто ничего не отнял!..», «Ты запрокидываешь голову…», «Откуда такая нежность?..», обращённые к О. Э. Мандельштаму, и др., которые позднее войдут в кн. «Вёрсты» (вып. 1, 1922); циклы «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…», «Ты проходишь на Запад Солнца…», «Думали – человек!..» и др.), «Стихи о Москве» («Облака – вокруг…», «Из рук моих – нерукотворный град…», «Семь холмов – как семь колоколов!..» и др.), «Стихи к Ахматовой» («О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..», «Ты солнце в выси мне застишь…» и др.) – взлёт поэтич. мастерства Ц. Обозначаются центр. темы её творчества – любовь, поэзия, Россия; формируется отмеченный ярким ритмико-интонац. своеобразием экспрессивный и энергичный поэтич. стиль, в котором ритмы фольклорных жанров (причитаний, частушек, раёшника, нар. песни, гор. романса и др.) сочетались с разговорными интонациями, «высокая» лексика с простонародной, широко использовались анжамбманы, тире, вопросы и восклицания, особое внимание уделялось игре звуков и слов.
Окт. революцию 1917 Ц. не приняла. В 1917–20 написан лирич. цикл «Лебединый стан» (опубл. частично в 1922, полностью в 1957 в Мюнхене, на родине Ц. – в 1991), где воспеты Добровольческая армия, в которую ушёл служить Эфрон, и Белое движение. В кон. 1910-х гг. происходит сближение Ц. с вахтанговской Третьей студией МХТ, для которой она пишет пьесы в стихах «Червонный валет», «Метель» (обе 1918), «Фортуна», «Приключение», «Каменный ангел» (все 1919), а также «Феникс» (1919, опубл. под назв. «Конец Казановы», 1922), которые, однако, не были поставлены. В этот же период создаются пронизанные фольклорным, сказочно-былинным началом поэмы «Царь-девица» (1920, отд. изд. 1922), «Мóлодец» (1922, изд. в 1924), «Переулочки» (1923); поэма «На Красном коне» (1921). В 1922 Ц. выехала с дочерью Ариадной в Берлин, где встретилась с мужем; до 1925 семья жила под Прагой, затем, после рождения сына, – в Париже. За границей вышли поэтич. книги: «Стихи к Блоку», «Разлука» (обе 1922), «Психея. Романтика», «Ремесло» (обе 1923); опубликованы исполненные страсти и драматизма «Поэма Горы» и «Поэма Конца» (обе 1924, опубл. в 1926), воссоздающие историю увлечения Ц. другом Эфрона и его сокурсником по Пражскому ун-ту К. Б. Родзевичем; «лирическая сатира» «Крысолов» (1925–26) на материале нем. фольклора, проникнутая антифилистерским пафосом; трагедии на античные сюжеты «Ариадна» (1924, опубл. под назв. «Тезей» в 1927), «Федра» (1927, опубл. в 1928). Важным событием духовной жизни Ц. стала в 1926 переписка с Б. Л. Пастернаком и Р. М. Рильке (которого Ц. лично не знала); на смерть Рильке Ц. откликнулась поэмой «Новогоднее» (1927). Во 2-й пол. 1920-х гг. созданы наиболее сложные в формальном отношении произведения – «Попытка комнаты» (1926, опубл. в 1928), «Поэма лестницы» (1926), «Поэма воздуха» (1927, опубл. в 1930) и др. Ц. печаталась во многих периодич. изданиях рус. зарубежья, однако её творчество было чуждо осн. течениям эмигрантской поэзии. Последний прижизненный сб. «После России. 1922–1925» (1928) – вершина зрелой лирики Ц., в котором присущий творчеству Ц. в целом неизбывный трагизм столкновения поэта с окружающим миром проявился особенно ярко, был встречен, за редким исключением, негативными отзывами.
В нач. 1930-х гг. отчуждение и одиночество Ц. всё более усиливаются, в т. ч. из-за просоветских настроений её дочери и мужа, сотрудничавшего с сов. спецслужбами и причастного к деятельности Союза возвращения на родину. В этот период осн. место в творчестве Ц. занимает проза, гл. обр. лирико-мемуарного характера: этюды об А. Белом, М. А. Кузмине, М. А. Волошине, В. Я. Брюсове, Б. Л. Пастернаке и др.; «Повесть о Сонечке» (1937, памяти актрисы Вахтанговской студии Софьи Голлидей), воспоминания о детских годах – «Дом у старого Пимена» (1933), «Сказка матери», «Мать и музыка» (оба 1934) и др. Ц. пишет также статьи о поэзии и искусстве – «Поэт о критике» (1926), «Эпос и лирика современной России» (1932), «Искусство при свете совести» (1932–33) и др., кн. «Мой Пушкин» (1937). Пронизанная романтич. пафосом проза Ц. сохраняет осн. приметы её поэтич. стиля – порывистую страстность, метафоричность, ассоциативность. Ярким образцом антифашистской лирики стал последний поэтич. цикл Ц. – «Стихи к Чехии» (1938–39), связанный с оккупацией Чехословакии гитлеровской Германией.
Летом 1939 Ц. вместе с сыном вернулась в СССР, вслед за уехавшими на родину в 1937 дочерью, а затем (после провала спецоперации НКВД) мужем; зарабатывала на жизнь поэтич. переводами (И. Я. Франко, Ш. Бодлер, Ф. Гарсия Лорка и др.). 27.8.1939 по обвинению в шпионаже арестована дочь Ариадна (отбывала заключение в лагерях до 1948; реабилитирована в 1955); 10.10.1939 арестован муж (расстрелян 16.10.1941). В авг. 1941 Ц. уехала с сыном в эвакуацию в Елабугу; в состоянии глубокой психологич. подавленности покончила с собой. Произведения Ц. вновь стали публиковаться на родине с 1956. Сестра Ц. – Анастасия Ивановна (1894–1993), рус. писательница, автор мемуаров.