Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦВЕТА́ЕВА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 256-257

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Поликовская

ЦВЕТА́ЕВА Ма­ри­на Ива­нов­на [26.9(8.10). 1892, Мо­ск­ва – 31.8.1941, Ела­бу­га], рус. по­эт, про­за­ик, дра­ма­тург. Дочь И. В. Цве­тае­ва. Дет­ские го­ды Ц. про­шли в Мо­ск­ве и Та­ру­се. Учи­лась в моск. гим­на­зии, пан­сио­нах Ло­зан­ны (Швей­ца­рия) и Фрай­бур­га (Гер­ма­ния); про­слу­ша­ла курс лек­ций в Сор­бон­не. Сти­хи пи­са­ла с дет­ст­ва; ув­ле­ка­лась твор­че­ст­вом Э. Рос­та­на. В 1910 на собств. сред­ст­ва вы­пус­ти­ла пер­вый по­этич. сб. «Ве­чер­ний аль­бом» – ли­рич. днев­ник юной, ро­ман­ти­че­ски на­стро­ен­ной ду­ши, по­лу­чив­ший одоб­рит. от­зывы В. Я. Брю­со­ва, М. А. Во­ло­ши­на, Н. С. Гу­ми­лё­ва. Ле­том 1911 гос­тив­шая у Во­ло­ши­на в Кок­те­бе­ле Ц. по­зна­ко­ми­лась с С. Я. Эф­ро­ном, в 1912 вы­шла за не­го за­муж. В том же го­ду опуб­ли­ко­ван по­этич. сб. «Вол­шеб­ный фо­нарь», в 1913 – сб. «Из двух книг». Ли­ри­ка ран­не­го пе­рио­да не при­мы­кавшей ни к ка­ким лит. на­прав­ле­ни­ям или шко­лам Ц. в рит­мич. от­но­ше­нии по боль­шей час­ти тра­ди­ци­он­на, от­ме­че­на му­зы­каль­но­стью и на­пев­но­стью сти­ха. В кон. 1915 под­го­тов­лен сб. «Юно­ше­ские сти­хи» (не изд.), зна­ме­но­вав­ший пе­ре­ход к зре­лой ро­ман­ти­ке; в не­го вошли, в ча­ст­но­сти, сти­хо­тво­ре­ния: «Идёшь, на ме­ня по­хо­жий…», «Мо­им сти­хам, на­пи­сан­ным так ра­но…», «Уж сколь­ко их упа­ло в эту безд­ну…» (все 1913) и др. Про­из­ве­де­ния, соз­дан­ные в 1916, в т. ч. «Ни­кто ни­че­го не от­нял!..», «Ты за­про­ки­ды­ва­ешь го­ло­ву…», «От­ку­да та­кая неж­ность?..», об­ра­щён­ные к О. Э. Ман­дель­шта­му, и др., ко­то­рые позд­нее вой­дут в кн. «Вёр­сты» (вып. 1, 1922); цик­лы «Сти­хи к Бло­ку» («Имя твоё – пти­ца в ру­ке…», «Ты про­хо­дишь на За­пад Солн­ца…», «Ду­ма­ли – че­ло­век!..» и др.), «Сти­хи о Мо­ск­ве» («Об­ла­ка – во­круг…», «Из рук мо­их – не­ру­ко­твор­ный град…», «Семь хол­мов – как семь ко­ло­ко­лов!..» и др.), «Сти­хи к Ах­ма­то­вой» («О, Му­за пла­ча, пре­крас­ней­шая из муз!..», «Ты солн­це в вы­си мне за­стишь…» и др.) – взлёт по­этич. мас­тер­ст­ва Ц. Обо­зна­ча­ют­ся центр. те­мы её твор­че­ст­ва – лю­бовь, по­эзия, Рос­сия; фор­ми­ру­ет­ся от­ме­чен­ный яр­ким рит­ми­ко-ин­то­нац. свое­об­ра­зи­ем экс­прес­сив­ный и энер­гич­ный по­этич. стиль, в ко­то­ром рит­мы фольк­лор­ных жан­ров (при­чи­та­ний, час­ту­шек, ра­ёш­ни­ка, нар. пес­ни, гор. ро­ман­са и др.) со­че­та­лись с раз­го­вор­ны­ми ин­то­на­ция­ми, «вы­со­кая» лек­си­ка с про­сто­на­род­ной, ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись ан­жамб­ма­ны, ти­ре, во­про­сы и вос­кли­ца­ния, осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось иг­ре зву­ков и слов.

Окт. ре­во­лю­цию 1917 Ц. не при­ня­ла. В 1917–20 на­пи­сан ли­рич. цикл «Ле­бе­ди­ный стан» (опубл. час­тич­но в 1922, пол­но­стью в 1957 в Мюн­хе­не, на ро­ди­не Ц. – в 1991), где вос­пе­ты Доб­ро­воль­че­ская ар­мия, в ко­то­рую ушёл слу­жить Эф­рон, и Бе­лое дви­же­ние. В кон. 1910-х гг. про­ис­хо­дит сбли­же­ние Ц. с вах­тан­гов­ской Треть­ей сту­ди­ей МХТ, для ко­то­рой она пи­шет пье­сы в сти­хах «Чер­вон­ный ва­лет», «Ме­тель» (обе 1918), «Фор­ту­на», «При­клю­че­ние», «Ка­мен­ный ан­гел» (все 1919), а так­же «Фе­никс» (1919, опубл. под назв. «Ко­нец Ка­за­но­вы», 1922), ко­то­рые, од­на­ко, не бы­ли по­став­ле­ны. В этот же пе­ри­од соз­да­ют­ся про­ни­зан­ные фольк­лор­ным, ска­зоч­но-бы­лин­ным на­ча­лом по­эмы «Царь-де­ви­ца» (1920, отд. изд. 1922), «Мóлодец» (1922, изд. в 1924), «Пе­ре­улоч­ки» (1923); по­эма «На Крас­ном ко­не» (1921). В 1922 Ц. вы­еха­ла с до­че­рью Ари­ад­ной в Бер­лин, где встре­ти­лась с му­жем; до 1925 се­мья жи­ла под Пра­гой, за­тем, по­сле ро­ж­де­ния сы­на, – в Па­ри­же. За гра­ни­цей вы­шли по­этич. кни­ги: «Сти­хи к Бло­ку», «Раз­лу­ка» (обе 1922), «Пси­хея. Ро­ман­ти­ка», «Ре­мес­ло» (обе 1923); опуб­ли­ко­ва­ны ис­пол­нен­ные стра­сти и дра­ма­тиз­ма «По­эма Го­ры» и «По­эма Кон­ца» (обе 1924, опубл. в 1926), вос­соз­даю­щие ис­то­рию ув­ле­че­ния Ц. дру­гом Эф­ро­на и его со­курс­ни­ком по Праж­ско­му ун-ту К. Б. Род­зе­ви­чем; «ли­ри­че­ская са­ти­ра» «Кры­со­лов» (1925–26) на ма­те­риа­ле нем. фольк­ло­ра, про­ник­ну­тая ан­ти­фи­ли­стер­ским па­фо­сом; тра­ге­дии на ан­тич­ные сю­же­ты «Ари­ад­на» (1924, опубл. под назв. «Те­зей» в 1927), «Фед­ра» (1927, опубл. в 1928). Важ­ным со­бы­ти­ем ду­хов­ной жиз­ни Ц. ста­ла в 1926 пе­ре­пис­ка с Б. Л. Пас­тер­на­ком и Р. М. Риль­ке (ко­то­ро­го Ц. лич­но не зна­ла); на смерть Риль­ке Ц. от­клик­ну­лась по­эмой «Но­во­год­нее» (1927). Во 2-й пол. 1920-х гг. соз­да­ны наи­бо­лее слож­ные в фор­маль­ном от­но­ше­нии про­из­ве­де­ния – «По­пыт­ка ком­на­ты» (1926, опубл. в 1928), «По­эма ле­ст­ни­цы» (1926), «По­эма воз­ду­ха» (1927, опубл. в 1930) и др. Ц. пе­ча­та­лась во мно­гих пе­рио­дич. из­да­ни­ях рус. за­ру­бе­жья, од­на­ко её твор­че­ст­во бы­ло чу­ж­до осн. те­че­ни­ям эмиг­рант­ской по­эзии. По­след­ний при­жиз­нен­ный сб. «По­сле Рос­сии. 1922–1925» (1928) – вер­ши­на зре­лой ли­ри­ки Ц., в ко­то­ром при­су­щий твор­че­ст­ву Ц. в це­лом не­из­быв­ный тра­гизм столк­но­ве­ния по­эта с ок­ру­жаю­щим ми­ром про­явил­ся осо­бен­но яр­ко, был встре­чен, за ред­ким ис­клю­че­ни­ем, не­га­тив­ны­ми от­зы­ва­ми.

В нач. 1930-х гг. от­чу­ж­де­ние и оди­но­че­ст­во Ц. всё бо­лее уси­ли­ва­ют­ся, в т. ч. из-за про­со­вет­ских на­строе­ний её до­че­ри и му­жа, со­труд­ни­чав­ше­го с сов. спец­служ­ба­ми и при­ча­ст­но­го к дея­тель­но­сти Сою­за воз­вра­ще­ния на ро­ди­ну. В этот пе­ри­од осн. ме­сто в твор­че­ст­ве Ц. за­ни­ма­ет про­за, гл. обр. ли­ри­ко-ме­му­ар­но­го ха­рак­те­ра: этю­ды об А. Бе­лом, М. А. Куз­ми­не, М. А. Во­ло­ши­не, В. Я. Брю­со­ве, Б. Л. Пас­тер­на­ке и др.; «По­весть о Со­неч­ке» (1937, па­мя­ти ак­три­сы Вах­тан­гов­ской сту­дии Со­фьи Гол­ли­дей), вос­по­ми­на­ния о дет­ских го­дах – «Дом у ста­ро­го Пи­ме­на» (1933), «Сказ­ка ма­те­ри», «Мать и му­зы­ка» (оба 1934) и др. Ц. пи­шет так­же ста­тьи о по­эзии и ис­кус­ст­ве – «По­эт о кри­ти­ке» (1926), «Эпос и ли­ри­ка со­вре­мен­ной Рос­сии» (1932), «Ис­кус­ст­во при све­те со­вес­ти» (1932–33) и др., кн. «Мой Пуш­кин» (1937). Про­ни­зан­ная ро­ман­тич. па­фо­сом про­за Ц. со­хра­ня­ет осн. при­ме­ты её по­этич. сти­ля – по­ры­ви­стую стра­ст­ность, ме­та­фо­рич­ность, ас­со­циа­тив­ность. Яр­ким об­раз­цом ан­ти­фа­ши­ст­ской ли­ри­ки стал по­след­ний по­этич. цикл Ц. – «Сти­хи к Че­хии» (1938–39), свя­зан­ный с ок­купа­ци­ей Че­хо­сло­ва­кии гит­ле­ров­ской Гер­ма­ни­ей.

Ле­том 1939 Ц. вме­сте с сы­ном вер­ну­лась в СССР, вслед за уе­хав­ши­ми на ро­ди­ну в 1937 до­че­рью, а за­тем (по­сле про­ва­ла спе­цо­пе­ра­ции НКВД) му­жем; за­ра­ба­ты­ва­ла на жизнь по­этич. пе­ре­во­да­ми (И. Я. Фран­ко, Ш. Бод­лер, Ф. Гар­сия Лор­ка и др.). 27.8.1939 по об­ви­не­нию в шпио­на­же аре­сто­ва­на дочь Ари­ад­на (от­бы­ва­ла за­клю­че­ние в ла­ге­рях до 1948; реа­би­ли­ти­ро­ва­на в 1955); 10.10.1939 аре­сто­ван муж (рас­стре­лян 16.10.1941). В авг. 1941 Ц. уе­ха­ла с сы­ном в эва­куа­цию в Ела­бу­гу; в со­стоя­нии глу­бо­кой пси­хо­ло­гич. по­дав­лен­но­сти по­кон­чи­ла с со­бой. Про­из­ве­де­ния Ц. вновь ста­ли пуб­ли­ко­вать­ся на ро­ди­не с 1956. Сестра Ц. – Анастасия Ивановна (1894–1993), рус. писательница, автор мемуаров.

Соч.: Риль­ке Р. М., Пас­тер­нак Б. Л., Цве­тае­ва М. И. Пись­ма 1926 го­да. М., 1990; Собр. соч.: В 7 т. М., 1997–1998; Не­из­дан­ное: Свод­ные тет­ра­ди. М., 1997; Пись­ма к А. Тес­ко­вой. М., 2008.

Лит.: Karlinsky S. M. Tsvetaeva: The woman, her world and her poetry. Camb.; N. Y., 1985; Эф­рон А. С. О М. Цве­тае­вой. М., 1989; Ель­ниц­кая С. По­эти­че­ский мир Цве­тае­вой: Кон­фликт ли­ри­че­ско­го ге­роя и дей­ст­ви­тель­но­сти. Ве­на, 1990; Брод­ский о Цве­тае­вой: Ин­тер­вью, эс­се. М., 1997; Саа­кянц А. А. М. Цве­тае­ва: Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1997; М. Цве­тае­ва в вос­по­ми­на­ниях со­вре­мен­ни­ков. М., 2002; М. Цве­тае­ва в кри­ти­ке со­вре­мен­ни­ков. М., 2003. Т. 1–2; Эф­рон Г. С. Днев­ни­ки. М., 2007. Т. 1–2; Куд­ро­ва И. В. Путь ко­мет. 2-е изд. СПб., 2007. Т. 1–3; Цве­тае­ва А. И. Вос­по­ми­на­ния. М., 2008. Т. 1–2; Швей­цер В. А. Быт и бы­тие М. Цве­тае­вой. 3-е изд. М., 2009; Лос­ская В. К. М. Цве­тае­ва в жиз­ни: Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков. М., 2011; Кор­ки­на Е. Б. Ле­то­пись жиз­ни и твор­че­ст­ва М. И. Цве­тае­вой: [В 3 ч.]. М., 2012. Ч. 1. 2014. Ч. 3; Поли­ков­ская Л. В. Злой рок М. Цве­тае­вой. М., 2013; Лю­то­ва С. Н. Во­ло­шин и Цве­тае­ва: От мла­до­сим­во­лиз­ма к по­стмо­дер­ну. М., 2014; Глад­ко­ва Т. Л., Мну­хин Л. А. М. Цве­тае­ва: Биб­лио­гра­фия. М.; Па­риж, 1993.

Вернуться к началу