Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЛОБЕ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 431-432

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Голубков

ФЛОБЕ́Р (Flaubert) Гюс­тав (12.12.1821, Ру­ан – 8.5.1880, Кру­ас­се, близ Руа­на), франц. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье вра­ча. В 1840–43 учил­ся на юри­дич. ф-те Па­риж­ско­го ун-та (не окон­чил из-за бо­лез­ни). С 1844 уе­ди­нён­но жил в Кру­ассе; в 1848–52 со­вер­шил пу­те­ше­ствие по Сев. Аф­ри­ке и Вос­то­ку, по­се­тил Кон­стан­ти­но­поль, Ие­ру­са­лим. Ран­нее твор­че­ст­во – в ду­хе франц. «не­ис­то­во­го» ро­ман­тиз­ма: по­весть «Ад­ская меч­та» («Rêve d’enfer», 1836), ро­ман «За­пис­ки бе­зум­ца» («Mémoires d’un fou», за­кон­чен к 1838, изд. в 1901) и др. В кон. 1840-х гг. ис­пы­ты­вая раз­оча­ро­ва­ние от по­ли­тич. из­ме­не­ний во Фран­ции (Ре­во­лю­ция 1848 во Фран­ции, ус­та­нов­ле­ние Вто­рой им­пе­рии), ото­шёл от ро­ман­тич. бун­тар­ст­ва, лит-ры «ужа­сов» и ро­ко­вых стра­стей. В цен­тре са­мо­го из­вест­но­го ро­ма­на Ф. «Гос­по­жа Бо­ва­ри: Про­вин­ци­аль­ные нра­вы» («Madame Bo­vary: Mœurs de province», созд. в 1851–1856, изд. в 1857; рус. пер. 1858; не­од­но­крат­ные эк­ра­ни­за­ции, в т. ч. реж. Ж. Ре­нуа­ра, 1933; А. Н. Со­ку­ро­ва, 1989; К. Шаб­ро­ля, 1991) – ду­шев­ные тер­за­ния и раз­оча­ро­ва­ния гл. ге­рои­ни – вос­пи­тан­ной на ро­ман­тич. лит-ре Эм­мы Бо­ва­ри, ко­то­рая в об­ста­нов­ке бес­про­свет­но­го про­винц. бы­та меч­та­ет о ро­ко­вых стра­стях и ока­зы­ва­ет­ся во­вле­чён­ной в по­шлую лю­бов­ную ис­то­рию, при­во­дя­щую её в ито­ге к са­мо­убий­ст­ву. Ро­ман, вы­звав­ший об­ви­не­ния Ф. в амо­раль­но­сти, ли­шён по­ло­жи­тель­ных ге­ро­ев и от­ме­чен хо­лод­ной бес­при­стра­ст­но­стью; стре­мясь к макс. объ­ек­тив­но­сти, Ф. ста­рал­ся вжить­ся в пси­хо­ло­гию пер­со­на­жей и из­ба­вить­ся от пря­мой ав­тор­ской оцен­ки (со­чув­ст­вия или са­ти­рич. вы­смеи­ва­ния): все не­об­хо­ди­мые вы­во­ды дол­жен сде­лать сам чи­та­тель. Не­пре­взой­дён­ный сти­лист, тща­тель­но от­де­лы­ваю­щий свои про­из­ве­де­ния и мно­го­крат­но их пе­ре­пи­сы­ваю­щий в по­ис­ках точ­но­го сло­ва, Ф. – сто­рон­ник «ис­кус­ст­ва для ис­кус­ст­ва», вос­при­ни­мал кра­со­ту как ис­клю­чи­тель­но эс­те­тич. со­вер­шен­ст­во; по его мне­нию, пре­крас­ным мо­жет быть да­же опи­са­ние по­шло­сти, ес­ли оно вы­пол­не­но мас­тер­ски. От­вра­ще­ние к совр. жиз­ни и совр. че­ло­ве­ку, не спо­соб­но­му про­ти­во­сто­ять по­шло­сти ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, а так­же страсть к ко­ло­рит­ным эк­зо­тич. опи­са­ни­ям (ри­туа­лов, бы­та, сра­же­ний) яр­ко про­яви­лись в ис­то­рич. ро­ма­не «Са­лам­бо» («Salammbô», 1862, рус. пер. 1863; не­од­но­крат­ные эк­ра­ни­за­ции), по­ве­ст­вую­щем о раз­во­ра­чи­ваю­щей­ся в древ­нем Кар­фа­ге­не в 3 в. до н. э. ис­то­рии тра­гич. люб­ви пред­во­ди­те­ля на­ём­ни­ков к Са­лам­бо, до­че­ри пол­ко­вод­ца Га­миль­ка­ра Бар­ки. Ро­ман «Вос­пи­та­ние чувств» («L’édu­cation sentimentale», 1869; в рус. пер. 1870 – «Сен­ти­мен­таль­ное вос­пи­та­ние») под­ни­ма­ет те­му дра­ма­тич. столк­но­ве­ния на­ив­но­го ро­ман­ти­ка-про­вин­циа­ла с ци­нич­ным па­риж­ским об­ще­ст­вом 1840-х гг., при­во­дя­ще­го ге­роя к внут­рен­ней опус­то­шён­но­сти; от­ме­чен­ный при­сталь­ным вни­ма­ни­ем к ана­ли­зу влияю­щей на че­ло­ве­ка «сре­ды», ро­ман во мно­гом пред­вос­хи­тил по­эти­ку на­ту­ра­лиз­ма. В 1877 вы­шел сб. «Три по­вес­ти» («Trois contes»), объ­е­ди­нив­ший про­из­ве­де­ния: «Про­стое серд­це» («Un cœur simple», рус. пер. 1892) на совр. сю­жет, а так­же пе­ре­ве­дён­ные в том же го­ду И. С. Тур­ге­не­вым (ко­то­ро­го свя­зы­ва­ла с Ф. близ­кая друж­ба) «Иро­диа­да» («Hérodias», опе­ра Ж. Мас­сне, 1881) – на те­му из древ­ней ис­то­рии и «Ле­ген­да о свя­том Юлиа­не Стран­но­при­им­це» («La légende de Saint Julien l’Hospitalier», в рус. пер. – «Ка­то­ли­че­ская ле­ген­да о Юлиа­не Ми­ло­сти­вом») на сю­жет ср.-век. жи­тия. С 1872 ра­бо­тал над ро­ма­ном «Бу­вар и Пе­кю­ше» («Bou­vard et Pécuchet», не за­вер­шён, опубл. в 1881, посм.; рус. пер. 1881), за­ду­ман­ным как са­ти­ра на ме­щан­ское ув­ле­че­ние нау­ка­ми, на де­ле обо­ра­чи­ваю­щее­ся лишь по­верх­но­ст­ны­ми све­де­ния­ми и раз­но­образ­ны­ми кли­ше для под­дер­жа­ния раз­го­во­ра; по­доб­ные рас­хо­жие су­ж­де­ния из раз­ных дис­ци­п­лин со­б­ра­ны Ф. в па­ро­дий­ном «Лек­си­ко­не про­пис­ных ис­тин» («Le dictionnaire des idées reçues», изд. в 1910, рус. пер. 1934), ко­то­рый дол­жен был стать 2-й ча­стью ро­ма­на. Сре­ди др. со­чи­не­ний: фи­лос. дра­ма «Ис­ку­ше­ние свя­то­го Ан­то­ния» («La tentation de Saint Antoine», окон­чат. ре­дак­ция – 1874, рус. пер. 1879), ко­ме­дия-во­де­виль «Кан­ди­дат» («Le candidat», пост. в 1874, рус. пер. 1956), пье­са-фее­рия «За­мок сер­дец» («Le château des cœurs», 1880), пу­те­вые за­пис­ки, ста­тьи, а так­же об­шир­ная пе­ре­пис­ка. Твор­че­ст­во Ф. – од­но­го из наи­бо­лее зна­чит. франц. пи­са­те­лей 19 в., ока­за­ло ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие лит-ры реа­лиз­ма; оно поль­зо­ва­лось ши­ро­кой по­пу­ляр­но­стью в Рос­сии с 1850-х гг.

Соч.: Œuvres. P., 1951; Собр. соч.: В 3 т. М., 1983–1984; О ли­те­ра­ту­ре, ис­кус­ст­ве, пи­са­тель­ском тру­де: Пись­ма. Ста­тьи: В 2 т. М., 1984.

Лит.: Ива­щен­ко А. Ф. Г. Фло­бер: Из ис­то­рии реа­лиз­ма во Фран­ции. М., 1955; Реи­зов Б. Г. Твор­че­ст­во Фло­бе­ра. М., 1955; Сартр Ж. П. Иди­от в се­мье: Г. Фло­бер от 1821 до 1857. СПб., 1998; Fauconnier B. Flaubert. P., 2012; Vaillant A. Le veau de Flaubert. P., 2013; Azoulai J. L’âme et le corps chez Flaubert: Une ontologie simple. P., 2014; Voir, croire, savoir: Les épistémologies de la création chez G. Flaubert. B., 2015; Winock M. Flaubert. P., 2015.

Вернуться к началу