Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯМБ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 705

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

ЯМБ (греч. ἲαμβος), 1) в мет­ри­че­ском сти­хо­сло­же­нии – сто­па из трёх мор, со­стоя­щая из крат­ко­го и дол­го­го сло­гов ( – ; с раз­лич­ны­ми за­ме­на­ми); упот­реб­ля­лась ча­ще все­го в три­мет­ре. 2) В сил­ла­бо-то­ни­че­ском сти­хо­сло­же­нии – метр, об­ра­зо­ван­ный сто­па­ми из двух сло­гов с силь­ным ме­стом на вто­ром; силь­ное ме­сто мо­жет быть как удар­но, так и без­удар­но (х), сла­бое – толь­ко без­удар­но (, с ого­вор­ка­ми о сверх­схем­ных уда­ре­ни­ях), по­след­нее силь­ное ме­сто в стро­ке обя­за­тель­но-удар­но (∪´); схе­ма  – – –...∪´. Час­то­удар­ные и ред­ко­удар­ные силь­ные мес­та стре­мят­ся че­ре­до­вать­ся че­рез од­но.

В рус. сти­хе упот­ре­би­тель­ны 3-стоп­ный Я. («Под­ру­га ду­мы празд­ной»), 4-стоп­ный Я. («Мой дя­дя са­мых че­ст­ных пра­вил»), 5-стоп­ный Я. («Ещё од­но по­след­нее ска­за­нье») (все при­ме­ры из А. С. Пуш­ки­на), 6-стоп­ный Я. с це­зу­рой («Над­мен­ный вре­мен­щик, и под­лый и ко­вар­ный», К. Ф. Ры­ле­ев), а так­же раз­но­стоп­ные уре­гу­ли­ро­ван­ные 4–3-стоп­ный, 6–4-стоп­ный Я. и др. («Пе­вец во ста­не рус­ских вои­нов», 1812, В. А. Жу­ков­ско­го, «На хол­мах Гру­зии ле­жит ноч­ная мгла», 1829, Пуш­ки­на, см. Ям­бы) и раз­но­стоп­ный не­уре­гу­ли­ро­ван­ный воль­ный стих (бас­ни, ко­ме­дии). Я. – са­мый рас­про­стра­нён­ный метр рус. сил­ла­бо­то­ни­ки; гос­под­ствую­щи­ми раз­ме­ра­ми в 18 в. бы­ли 6-стоп­ный Я. (эпос, тра­ге­дии, эле­гии, са­ти­ры), 4-стоп­ный Я. (оды и др. ли­рич. жан­ры) и воль­ный Я., с сер. 19 в. – 4-стоп­ный Я. (по­эмы, ли­ри­ка) и 5-стоп­ный Я. (дра­мы, по­эмы, эле­гич. ли­ри­ка).

Вернуться к началу