Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЛЕ́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 298

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

ЭЛЕ́ГИЯ (греч. ἐλεγία, от ἔλεγος – жа­лоб­ная пес­ня), 1) жанр ли­рич. по­эзии, сти­хо­тво­ре­ние сред­ней дли­ны, ме­ди­та­тив­но­го или эмо­цио­наль­но­го со­дер­жа­ния (обыч­но пе­чаль­но­го), ча­ще все­го – от пер­во­го ли­ца, без от­чёт­ли­вой ком­по­зи­ции. Э. воз­ник­ла в Гре­ции в 7 в. до н. э. (Кал­лин, Тир­тей, Фео­гнид), пер­во­на­чаль­но име­ла пре­им. мо­раль­но-по­ли­тич. со­дер­жа­ние. В эл­ли­ни­стич. и рим. по­эзии (Ти­булл, Про­пер­ций, Ови­дий) пре­об­ла­даю­щей ста­но­вит­ся лю­бов­ная те­ма­ти­ка. Фор­ма ан­тич­ной Э. – эле­ги­че­ский ди­стих. В под­ра­жа­ние ан­тич­ным об­раз­цам Э. соз­да­ва­лись в лат. по­эзии сред­них ве­ков и Воз­ро­ж­де­ния; в 16–17 вв. Э. пе­ре­шла в но­во­языч­ную по­эзию (П. де Рон­сар, Э. Спен­сер, М. Опиц, Я. Ко­ха­новский), но дол­го счи­та­лась вто­ро­сте­пен­ным жан­ром. Рас­цвет Э. на­сту­пил в эпо­ху пред­ро­ман­тиз­ма и ро­ман­тиз­ма («уны­лые Э.» Т. Грея, Э. Юн­га, Ш. Миль­вуа, А. Ше­нье, А. де Ла­мар­ти­на, «лю­бов­ные Э.» Э. Пар­ни, рес­тав­ра­ция ан­тич­но­го жан­ра в «Рим­ских эле­ги­ях» И. В. Гё­те). В даль­ней­шем Э. по­сте­пен­но те­ря­ет жан­ро­вую от­чёт­ли­вость и тер­мин вы­хо­дит из упот­реб­ле­ния, ос­та­ва­ясь лишь как знак тра­ди­ции («Ду­ин­ские эле­гии» Р. М. Риль­ке; «Бу­ков­ские эле­гии» Б. Брех­та).

В рус. по­эзии Э. по­яв­ля­ет­ся в 18 в. у В. К. Тре­диа­ков­ско­го и А. П. Су­ма­ро­ко­ва, пе­ре­жи­ва­ет рас­цвет в твор­че­ст­ве В. А. Жу­ков­ско­го, К. Н. Ба­тюш­ко­ва, А. С. Пуш­ки­на («По­гас­ло днев­ное све­ти­ло...», «Ре­де­ет об­ла­ков...», «Бе­зум­ных лет угас­шее ве­се­лье...» и др.), Е. А. Бо­ра­тын­ско­го, Н. М. Язы­ко­ва. Со 2-й пол. 19 в. и в 20 в. тер­мин упот­реб­ля­ет­ся лишь как за­гла­вие цик­лов (А. А. Фет) и отд. сти­хо­тво­ре­ний не­ко­то­рых по­этов (А. А. Ах­ма­то­ва, Д. С. Са­мой­лов).

2) В му­зы­ке жанр Э. по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в 19 в. Э. обыч­но свя­за­на с мо­ти­ва­ми ут­ра­ты, скор­би и оди­но­че­ст­ва, близ­ка пла­чу, ла­мен­то. Рас­про­стра­не­на в во­каль­ной и ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке: ро­ман­сы М. И. Глин­ки («Не ис­ку­шай ме­ня без ну­ж­ды»), А. П. Бо­ро­ди­на («Для бе­ре­гов от­чиз­ны даль­ней»), С. И. Та­нее­ва («Ко­гда кру­жат осен­ние лис­ты»); ин­ст­ру­мен­таль­ные пье­сы Ж. Масс­не (для фп., 1866; по­лу­чи­ла из­вест­ность в во­каль­ном ис­пол­не­нии Ф. И. Ша­ля­пи­на), Г. Фо­ре (для вио­лон­че­ли и фп., 1880), «Эле­ги­че­ское трио» g-moll С. В. Рах­ма­ни­но­ва (1892), Э. для аль­та со­ло И. Ф. Стра­вин­ско­го (1944).

Лит.: Weissenberger K. Formen der Elegie von Goethe bis Celan. Bern; Münch., 1969; Фриз­ман Л. Г. Жизнь ли­ри­че­ско­го жан­ра: Рус­ская эле­гия от Су­ма­ро­ко­ва до Не­кра­со­ва. М., 1973.

Вернуться к началу