Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЛЮА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 364

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Гальцова

ЭЛЮА́Р (Éluard) Поль (псевд.; наст. имя и фам. Эжен Эмиль Поль Грен­дель, Grindel) (14.12.1895, Сен-Де­ни, деп-т Се­на – 18.11.1952, Ша­ран­тон-ле-Пон, там же), франц. по­эт. Ро­дил­ся в се­мье сче­то­во­да и швеи. Сис­те­ма­тич. об­ра­зова­ния не по­лу­чил. В 1917 же­нил­ся на Е. Д. Дья­ко­но­вой (Галá) (с 1932 же­на С. Да­ли). Де­бю­ти­ро­вал в 1913 по­этич. сб-ком в ду­хе позд­не­го сим­во­лиз­ма «Пер­вые сти­хи» («Premiers poèmes»), в 1914 из­дал сб. «Диа­ло­ги бес­по­лез­ных» («Dialogues des inutiles»). В кон. 1914 при­зван в ар­мию, про­хо­дил служ­бу по пре­иму­ще­ст­ву в гос­пи­та­лях и в адм. под­раз­де­ле­ни­ях до 1919. В по­этич. сб. «Долг» («Le devoir», 1916) впер­вые ис­поль­зо­вал псевд. Э. (фам. ба­буш­ки). По­пу­ляр­ность сни­ска­ла па­ци­фи­ст­ская ли­ри­ка Э. – по­этич. сб. «Долг и тре­во­га» («Le devoir et l’inquiétude», 1917), лис­тов­ка «Сти­хи для мир­но­го вре­ме­ни» («Poèmes pour la paix», 1918). В 1919 сбли­зил­ся с А. Бре­то­ном, Ф. Су­по, Л. Ара­го­ном, Т. Тца­ра, стал со­труд­ни­ком ж. «Littérature», примк­нул к да­да­из­му.

Пер­вый опыт при­об­ще­ния Э. к аван­гар­диз­му – по­этич. сб. «Жи­вот­ные и их лю­ди, лю­ди и их жи­вот­ные» («Les ani­maux et leurs hommes, les hommes et leurs animaux», 1920). В 1920–21 вы­пус­кал аван­гар­ди­ст­ский ж. «Proverbe» (совм. с Ж. По­ла­ном), в 1922 вы­шли сб-ки да­даи­ст­ских сти­хов Э. (с ил­лю­ст­ра­ция­ми М. Эрн­ста): «По­вто­ре­ния» («Répéti­tions») и «Не­сча­стья бес­смерт­ных» («Les malheurs des immortels»). В 1924 из­дал па­ра­док­саль­но со­че­тав­ший прин­ци­пы сюр­реа­лиз­ма и ба­рок­ко ли­рич. сб. «Уми­рать от то­го, что не уми­ра­ешь» («Mourir de ne pas mourir»; назв. за­им­ст­во­ва­но из со­чи­не­ния Те­ре­зы Авиль­ской), в ко­то­ром с прон­зи­тель­ной ис­крен­но­стью вы­ра­зил свою не­сча­ст­ную лю­бовь к Галá. От­ме­чен­ные фор­маль­ны­ми экс­пе­ри­мен­та­ми по­этич. сб-ки «Град скор­би» («Ca­pitale de la douleur», 1926), «Лю­бовь, по­эзия» («L’amour, la poésie», 1929), «Не­по­роч­ное за­ча­тие Де­вы Ма­рии» («L’immaculée conception», 1930; в со­ав­тор­ст­ве с А. Бре­то­ном), «Са­ма жизнь» («La vie immédiate», 1932), кн. «Крат­кий сло­варь сюр­реа­лиз­ма» («Le dic­tion­naire abrégé du surréalisme», 1938) – в рус­ле сюр­реа­ли­стич. по­эти­ки. В 1927 всту­пил в КП Фран­ции, но вско­ре вы­шел из неё; в сер. 1930-х гг. вновь стал сбли­жать­ся с ком­му­ни­стич. дви­же­ни­ем. В 1936 по­се­тил Ис­па­нию, по­зна­ко­мил­ся с П. Пи­кас­со; исп. гражд. вой­на – те­ма по­этич. сб-ков «Ес­те­ст­вен­ный ход ве­щей» («Cours naturel», 1938) и «По­мочь уви­деть» («Donner à voir», 1939).

Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны был ак­тив­ным уча­ст­ни­ком Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния; в 1942 вновь всту­пил в ком­пар­тию, на­хо­див­шую­ся в под­по­лье, рабо­тал в под­поль­ной пе­ча­ти. Гражд. и пат­рио­тич. ли­ри­ка это­го пе­рио­да, про­ник­ну­тая глу­бо­ким ли­риз­мом и от­ме­чен­ная вир­ту­оз­ной сти­хотв. тех­ни­кой, объ­е­ди­не­на в сб-ки «От­кры­тая кни­га I» («Livre ouvert I», 1940), «На ниж­них скло­нах» («Sur les pentes inférieures», 1941), «От­кры­тая кни­га II» («Livre ouvert II», 1942), «По­эзия и ис­ти­на» («Poésie et vérité», 1942; ши­ро­кую по­пу­ляр­ность сни­ска­ло стих. «Сво­бо­да», «Liberté») и др. По­сле ос­во­бо­ж­де­ния Фран­ции из­дал кни­гу сти­хо­тво­ре­ний и эс­се «Ли­цом к ли­цу с нем­ца­ми» («Au ren­dez-vous allemand», 1944, пе­ре­изд. в 1945, 1946). По­сле вой­ны за Э. за­кре­пи­лась ре­пу­та­ция по­эта-ком­му­ни­ста; по­ли­тич. те­ма­ти­ка в цен­тре сб-ков «Про­слав­ле­ния» («Hommages», 1950), «Лик ми­ра» («Le visage de la paix», 1951) и др.; лю­бов­ная те­ма­ти­ка до­ми­ни­ру­ет в сб-ках «Не­пре­рыв­ная по­эзия» («Poésie inin­ter­rompue», 1946), «Ви­деть» («Voir», 1948), «Фе­никс» («Le phénix», 1951) и др. В 1952 по­се­тил СССР, вы­сту­пал в Ко­лон­ном за­ле До­ма Сою­зов в Мо­ск­ве по слу­чаю 150-ле­тия смер­ти В. Гю­го.

Пер­вые пе­ре­во­ды по­эзии Э. на рус. яз. из­да­ны в 1923. Во Фран­ции Э. счи­та­ет­ся клас­си­ком лю­бов­ной ли­ри­ки.

Ме­ж­ду­нар. пр. ми­ра (1953).

Соч.: Сти­хи. М., 1971; Œuvres complètes. P., 1990–1991. Vol. 1–2.

Лит.: Ве­ли­ков­ский С. И. ...к го­ри­зон­ту всех лю­дей: Путь П. Элюа­ра. М., 1968; Éluard a cent ans. P., 1998; Fontvieille-Cordani A. P. Éluard: l’inquiétude des formes. Lyon, 2013; П. Элю­ар: Био­библио­гра­фи­че­ский указ. М., 1963.

Вернуться к началу