Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЗО́П

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 224

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Брагинская, А. В. Журбина

ЭЗО́П (Αἴσωπος) (7–6 вв. до н. э.), ле­ген­дар­ный др.-греч. бас­но­пи­сец. Су­ще­ст­во­ва­ние Э. до 16 в. не ста­ви­лось под со­мне­ние; совр. ис­сле­до­ва­тель­ская тра­ди­ция пред­по­ла­га­ет на­ли­чие не­сколь­ких про­то­ти­пов Э., в т. ч. на Древ­нем Вос­то­ке (его имя мо­жет быть пе­ре­да­чей име­ни биб­лей­ско­го пер­со­на­жа Ио­си­фа, в ис­то­рии ко­то­ро­го есть ряд па­рал­ле­лей с со­бы­тия­ми жиз­ни Э.). Греч. ле­ген­да об Э., ве­ро­ят­но, сло­жи­лась на о. Са­мос. Со­глас­но Ге­ро­до­ту, он был ра­бом на Са­мо­се, где его уби­ли дель­фий­цы, за что че­рез по­ко­ле­ние внук его хо­зяи­на по­лу­чил вы­куп. Де­та­ли уст­но­го пре­да­ния об Э. встре­ча­ют­ся у мн. ав­то­ров; в ча­ст­но­сти, Ари­сто­фан («Осы») со­об­ща­ет о зо­ло­той ча­ше, под­бро­шен­ной Э. с це­лью об­ви­нить его в кра­же; др. ко­ме­дио­гра­фы упо­ми­на­ют, что Э. по­мо­гал гре­кам при сра­же­нии при Фер­мо­пи­лах, Плу­тарх вклю­чал его в чис­ло 7 муд­ре­цов. В греч. ро­ма­не «Жиз­не­опи­са­ние Эзо­па» (сохр. в 2 вер­си­ях) он пред­ста­ёт в об­ра­зе урод­ли­во­го не­мо­го ра­ба-фри­гий­ца, ко­то­рый по­лу­чил за своё бла­го­чес­тие дар ре­чи и та­лант бас­но­пис­ца; ку­п­лен­ный фи­ло­со­фом Ксан­фом, он де­мон­ст­ри­ро­вал пе­ред его уче­ни­ка­ми своё ум­ст­вен­ное и нравств. пре­вос­ход­ст­во. По­лу­чив сво­бо­ду, Э. по­сту­пил на служ­бу к ца­рю Ва­ви­ло­на (пе­ред ко­то­рым был ок­ле­ве­тан и чу­дом из­бе­жал ги­бе­ли); был убит дель­фий­ца­ми по­сле то­го, как об­ви­нил их в раб­ском про­ис­хо­ж­де­нии и алч­но­сти.

Бас­ни Э. (ка­но­ни­че­ским счи­та­ет­ся сбор­ник, под­го­тов­лен­ный амер. ис­сле­до­ва­те­лем Э. Пер­ри в 1952, в ко­то­рый вклю­че­ны 584 тек­ста) на­пи­са­ны про­зой; их ге­роя­ми обыч­но яв­ля­ют­ся го­во­ря­щие жи­вот­ные, ре­же – лю­ди. Бас­ни, ве­ро­ят­но, при­над­ле­жат раз­ным ав­то­рам и из­на­чаль­но пред­став­ля­ли со­бой фик­са­цию уст­ных рас­ска­зов, ко­то­рые скла­ды­ва­лись в по­сто­ян­но по­пол­няе­мый сбор­ник. Гл. ге­рой кн. «Жизнь Апол­ло­ния Ти­ан­ско­го» Фи­ло­ст­ра­та Фла­вия (см. Фи­ло­ст­ра­ты) ут­вер­ждал, что бас­ни Э., бу­ду­чи не­прав­до­по­доб­ны по сю­же­там, прав­ди­вы и по­учи­тель­ны, т. е. по­доб­ны прит­че или ал­ле­го­рииДе­мет­рий Фа­лерский со­брал бас­ни Э. в 10 кни­гах (ут­ра­че­ны); в нач. 2 в. Баб­рий пе­ре­ло­жил ори­ги­наль­ные греч. тек­сты хо­ли­ям­ба­ми, за­тем они во­шли в сб-к ба­сен Мак­си­ма Пла­ну­да, ко­то­рый так­же на ос­но­ве «Жиз­не­опи­са­ния» со­ста­вил кн. «Жизнь Эзо­па». Федр пе­ре­ло­жил ряд ба­сен Э. на лат. яз. (ям­бом), ве­ро­ят­но до­ба­вив собств. со­чи­не­ния; Авиан (4 в.) пе­ре­ложил 42 бас­ни на ла­тынь эле­гич. ди­сти­хом. Бас­ни пе­ре­во­ди­лись на раз­ные язы­ки, на их ос­но­ве соз­да­ва­лись пье­сы, филь­мы; су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во их муз. ин­тер­пре­та­ций, ил­лю­ст­ра­ций к ним; мн. вы­ска­зы­ва­ния из ба­сен ста­ли по­го­вор­ка­ми. Пер­вые пе­ре­во­ды на рус. яз. от­но­сят­ся к 18 в. На зап.-ев­роп. куль­ту­ру зна­чит. влия­ние ока­за­ли пе­ре­ло­же­ния, соз­дан­ные Ж. де Ла­фон­те­ном и Г. Э. Лес­син­гом, на рус­скую – И. А. Кры­ло­вым.

Изд.: Perry E. A. Aesopica, a series of texts re­lating to Aesop or ascribed to him or closely connected with the literary tradition that bears his name. Urbana, 1952; Aesop without morals: The famous fables, and a life of Aesop. N. Y.; L., 1961; Бас­ни Эзо­па. М., 1968; За­по­ве­ди. Бас­ни. Жиз­не­опи­са­ние. Рос­тов н/Д., 2003.

Лит.: Der Äsop-Roman. Motivgeschichte und Erzählstruktur. Tüb., 1992; Ferrari F. Ro­manzo di Esopo. Mil., 1997; Ми­хее­ва Д. М. Ли­те­ра­тур­ная ин­тер­пре­та­ция ле­ген­дар­но­го ма­те­риа­ла в «Жиз­не­опи­са­нии Эзо­па» // Тру­ды Ин­сти­ту­та вос­точ­ных куль­тур и ан­тич­но­сти. М., 2004; она же. Эзоп и Ио­сиф: Сю­жет, свер­ну­тый в име­ни // Име­но­слов. Ис­то­ри­че­ская се­ман­ти­ка име­ни. М., 2007; Бра­гин­ская Н. В. Эзоп – слу­жи­тель Муз, или Ошиб­ка бо­га // Вос­ток и За­пад в бал­кан­ской кар­ти­не ми­ра. М., 2007.

Вернуться к началу