Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШНИ́ЦЛЕР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 71-72

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Белобратов

ШНИ́ЦЛЕР (Schnitzler) Ар­тур (15.5.1862, Ве­на – 21.10.1931, там же), австр. дра­ма­тург и про­за­ик. Ро­дил­ся в обес­пе­чен­ной евр. се­мье; отец – из­вест­ный врач, про­фес­сор. Учил­ся на мед. ф-те Вен­ско­го ун-та (1879–84); в 1885 за­щи­тил дис­сер­та­цию, до 1893 был прак­ти­кую­щим вра­чом-пси­хи­ат­ром. Де­бю­ти­ро­вал как пи­са­тель в 1885. В 1890 вме­сте с Г. фон Гоф­ман­ста­лем, Р. Бер-Гоф­ма­ном и Г. Ба­ром со­ста­вил лит. груп­пу «Мо­ло­дая Ве­на». В цик­ле од­но­акт­ных драм «Ана­толь» (1890–93), пье­сах «Сказ­ка» («Das Märchen», 1894), «Иг­ра в лю­бовь» («Liebelei», 1895), «Дичь» («Freiwild», 1896), «За­ве­ща­ние» («Das Vermächtnis», 1899) Ш. об­ра­тил­ся к кол­ли­зи­ям и кон­флик­там ин­тим­ной и пуб­лич­ной жиз­ни австр. сто­ли­цы «кон­ца ве­ка», к дра­ма­ти­че­ски за­ост­рён­ным си­туа­ци­ям лю­бов­ной иг­ры на гра­ни смер­ти. В но­вел­лах «Уми­ра­ние» («Sterben», 1894), «Про­ща­ние» («Ein Abschied», 1896), «Мёрт­вые мол­чат» («Die Toten schweigen», 1897) Ш. по­гру­жа­ет­ся в тон­кий и убе­ди­тель­ный ана­лиз слож­ных со­стоя­ний че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки, про­ни­ка­ет в «прав­ду бес­соз­на­тель­но­го» (З. Фрейд). Мир, со­ци­ум пред­ста­ёт у Ш. как про­из­вод­ная субъ­ек­тив­ных ощу­ще­ний и пред­став­ле­ний. В од­но­акт­ной дра­ме-гро­те­ске «Зе­лё­ный ка­ка­ду» («Der grüne Kakadu», 1898), на­пи­сан­ной на ис­то­рич. ма­те­риа­ле, зву­чат со­ци­аль­но-кри­тич. мо­ти­вы (взя­тие Бас­ти­лии; ари­сто­кра­тич. об­ще­ст­во, без­за­бот­но ве­се­ля­щее­ся и ще­ко­чу­щее се­бе нер­вы со­зер­ца­ни­ем по­ро­ка и пре­сту­п­ле­ния), од­на­ко центр. ли­ния свя­за­на с иг­рой в лю­бовь и смерть, с мас­ка­радом, те­ат­раль­ным пред­став­ле­ни­ем. В пье­се «Хо­ро­вод» («Reigen», 1900) – са­мом скан­даль­ном дра­ма­тич. про­из­ве­де­нии Ш., жизнь пред­ста­ёт как иду­щая по кру­гу че­ре­да сои­тий, за­кон­ных и без­за­кон­ных, объ­е­ди­няю­щая лю­дей в не­ко­ем «тан­це люб­ви», за ко­то­рым мая­чит «та­нец смер­ти». Од­на­ко со­ци­аль­ный по­ря­док и об­ществ. ус­та­нов­ле­ния не под­ле­жа­ли без­ус­лов­но­му ис­клю­че­нию из ху­дож. ми­ра Ш. В но­вел­ле «Лей­те­нант Густль» («Leutnant Gustl», 1901), вы­стро­ен­ной как «внут­рен­ний мо­но­лог» ге­роя, Ш. соз­дал раз­вёр­ну­тое изо­бра­же­ние обы­ден­но­го соз­на­ния, лич­но­сти, оп­ре­де­ляе­мой и собств. те­лес­ны­ми по­треб­но­стя­ми, и жё­ст­ким ко­дек­сом со­слов­но­го по­ве­де­ния. В 1901 офи­цер­ский суд чес­ти осу­дил Ш. за пуб­ли­ка­цию этой но­вел­лы как по­ро­ча­щей ар­мию и ли­шил его во­ен. зва­ния. В ро­ма­не «Путь на во­лю» («Der Weg ins Freie», 1908) и в осо­бен­но­сти в дра­ме «Про­фес­сор Берн­гар­ди» («Professor Bernhardi», 1912) со­ци­аль­ная про­бле­ма­ти­ка и нац. во­прос (ан­ти­се­ми­тизм в австр. об­ще­ст­ве) вы­дви­ну­ты на пер­вый план. Дра­ма бы­ла за­пре­ще­на к по­ста­нов­ке вплоть до рас­па­да Ав­ст­ро-Венг. им­пе­рии в 1918. В соз­дан­ных по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны но­вел­лах «Ба­рыш­ня Эль­за» («Fräulein Else», 1924), «Но­вел­ла сно­ви­де­ний» («Traumnovelle», 1926) и «Иг­ра на рас­све­те» («Spiel im Mor­gen­grauen», 1927) Ш. об­ра­ща­ет­ся к на­все­гда ис­чез­нув­ше­му до­во­ен­но­му ми­ру, по­гру­жая сво­их ге­ро­ев в ат­мо­сфе­ру су­ме­рек, сме­ши­вая сон и явь, осоз­нан­ное и бес­со­зна­тель­ное. Про­из­ве­де­ния Ш. бы­ли мно­го­крат­но эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны, в т. ч. филь­мы М. Офюль­са «Флирт» (1933) и «Ка­ру­сель» (1950); С. Куб­ри­ка «С ши­ро­ко за­кры­ты­ми гла­за­ми» (1999) (по «Но­вел­ле сно­ви­де­ний»). Про­из­ве­де­ния Ш. поль­зо­ва­лись ис­клю­чи­тель­ным ус­пе­хом в Рос­сии вплоть до нач. 1920-х гг.

Соч.: Полн. собр. соч. М., 1903–1911. Т. 1–9; Gesammelte Werke. Fr./M., 1961–1977; Же­на муд­ре­ца. М., 1967; Tagebuch 1879–1931. W., 1981–2000. Bd 1–10; Ба­рыш­ня Эль­за. СПб., 1994; Те­ре­за. М., 2003; Но­вел­ла о снах. М., 2011.

Лит.: Ев­ла­хов А. М. А. Шниц­лер. Ба­ку, 1926; Scheible H. A. Schnitzler in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg, 1976; Же­ре­бин А. И. Но­вел­лы А. Шниц­ле­ра в кон­тек­сте рус­ской ли­те­ра­ту­ры // Шниц­лер А. Ба­рыш­ня Эль­за. СПб., 1994; Хво­с­тов Б. А. А. Шниц­лер // Ис­то­рия ав­ст­рий­ской ли­те­ра­ту­ры ХХ ве­ка. М., 2009. Т. 1; Schnit­z­ler-Hand­buch: Leben – Werk – Wir­kung. Stuttg.; Weimar, 2014.

Вернуться к началу