Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

А́ННЕНСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 10

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г.Н.Шелогурова

А́ННЕНСКИЙ Ин­но­кен­тий Фё­до­ро­вич [20.8(1.9).1855, Омск – 30.11.(13.12).1909, С.-Пе­тер­бург], рус. по­эт, пе­ре­во­д­чик, дра­ма­тург, кри­тик, пе­да­гог. Окон­чил Пе­терб. университет (1879). Пре­по­да­вал древ­ние язы­ки, гре­ческую ли­те­ра­ту­ру, тео­рию сло­вес­но­сти; был ди­рек­то­ром Ни­ко­ла­ев­ской цар­ско­сель­ской гим­на­зии (1896–1905), ин­спек­то­ром Пе­терб. учеб­но­го ок­ру­га. В 1880–90-е гг. пуб­ли­ко­вал ста­тьи по про­бле­мам пе­да­го­ги­ки и фи­ло­ло­гии. В 1890–1900-е гг. вы­пол­нил пол­ный сти­хотв. пе­ре­вод тра­ге­дий Ев­ри­пи­да. При жиз­ни А. опуб­ли­ко­вал един­ст­вен­ный сб. сти­хов «Ти­хие пес­ни» (1904; под псевд. Ник. Т-о), тра­ге­дии в сти­хах «Ме­ла­нип­па-фи­ло­соф» (опубл. в 1901), «Царь Ик­си­он» (опубл. в 1902), «Лао­да­мия» (1902, опубл. в 1906), лит.-кри­тич. эс­се «Кни­га от­ра­же­ний» (1906), «Вто­рая кни­га от­ра­же­ний» (1909). По­смерт­но из­да­ны сб. «Ки­па­ри­со­вый ла­рец» (1910), вак­хич. дра­ма «Фа­ми­ра-ки­фа­ред» (1906, опубл. в 1913; по­став­ле­на А. Я. Таи­ро­вым, 1916), «По­смерт­ные сти­хи Ин. Ан­нен­ско­го» (1923). Твор­че­ст­во А. сфор­ми­ро­ва­лось под влия­ни­ем франц. по­эзии кон. 19 в., рус. пси­хо­ло­гич. про­зы 19 в. и на­сле­дия ан­тичной клас­си­ки. Не при­над­ле­жа фор­маль­но к сим­во­ли­ст­ской шко­ле, А. был внут­рен­не бли­зок сим­во­ли­стам в ис­поль­зо­ва­нии по­тен­ци­аль­ной мно­го­знач­но­сти сло­ва, муз. ор­га­ни­за­ции сти­ха. Ли­рич. ге­рой А., обо­ст­рён­но чув­ст­вую­щий тра­ге­дию эпо­хи, соз­на­тель­но вы­би­ра­ет об­ре­чён­ную на по­ра­же­ние борь­бу с ми­ром как един­ст­вен­но воз­мож­ный путь про­ти­во­стоя­ния его де­фор­ми­рую­ще­му влия­нию. Взаи­мо­дей­ст­вие ин­тел­лек­ту­аль­но-фи­лос. и им­прес­сио­ни­стич. на­чал по­эзии А. фор­ми­ру­ет осо­бый об­раз­ный ряд, в ко­то­ром объ­е­ди­ня­ют­ся ре­аль­ное и фан­та­сти­че­ское, пред­мет­но-кон­крет­ное и от­вле­чён­ное. Воз­ник­но­ве­ние но­вых ас­со­циа­тив­ных свя­зей обу­слов­ли­ва­ет цик­ли­за­цию, ко­то­рая на­ме­ча­ет­ся в «Ти­хих пес­нях» и ста­но­вит­ся осн. прин­ци­пом груп­пи­ров­ки сти­хов в «Ки­па­ри­со­вом лар­це» (три­ли­ст­ни­ки, склад­ни). Ак­тив­но ис­поль­зуя про­за­из­мы, А. од­ним из пер­вых в рус. лит-ре соз­да­ёт эф­фект дис­со­нан­са не толь­ко лек­си­че­ско­го, но и ин­то­на­ци­он­но-рит­ми­че­ско­го, не­ред­ко под­чёрк­ну­то­го гра­фи­че­ски. Им­прес­сио­ни­стич­ность сти­ля с ус­та­нов­кой на не­дос­ка­зан­ность, пре­ры­ви­стость, не­за­вер­шён­ность ха­рак­тер­на и для А.-кри­ти­ка. «Кни­ги от­ра­же­ний» – не лит.-кри­тич. со­чи­не­ние в стро­гом смыс­ле сло­ва, но ху­дож.-пси­хо­ло­гич. ком­мен­та­рий к лит. клас­си­ке, по­пыт­ка об­на­ру­жить за­ко­ны един­ст­ва лич­но­сти ав­то­ра и соз­дан­но­го им про­из­ве­де­ния. В сво­их ори­ги­наль­ных дра­мах А., со­хра­няя миф в ка­че­ст­ве уни­вер­саль­ной сю­же­то­об­ра­зую­щей ос­но­вы, про­еци­ру­ет на неё про­бле­ма­ти­ку сво­ей ли­ри­ки, соз­да­вая син­тез двух куль­тур­ных сло­ёв – ан­тич­ной клас­си­ки и мо­дер­низ­ма. Твор­че­ст­во А. во мно­гом оп­ре­де­ли­ло по­эти­ку рус. ак­ме­из­ма. В пла­не лек­си­че­ских, сти­ле­вых, рит­ми­че­ских но­ва­ций А. пред­вос­хи­тил пси­хо­ло­гич. но­вел­ли­стич­ность сти­хов А. А. Ах­ма­то­вой, диа­лог куль­тур в по­эзии О. Э. Ман­дель­шта­ма, са­мо­цен­ность вещ­но­го ми­ра в ли­ри­ке Б. Л. Пас­тер­на­ка, рит­ми­ко-ин­то­на­ци­он­ные экс­пе­ри­мен­ты В. В. Мая­ков­ско­го и В. Хлеб­ни­ко­ва.

Соч.: Кни­ги от­ра­же­ний. М., 1979; Сти­хо­тво­ре­ния и тра­ге­дии. Л., 1990.

Лит.: Лав­ров А. В., Ти­мен­чик Р. Д. И. Ан­нен­ский в не­из­дан­ных вос­по­ми­на­ни­ях // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры: Но­вые от­кры­тия. 1981. М., 1983; Фе­до­ров А. В. И. Ф. Ан­нен­ский: Лич­ность и твор­че­ст­во. Л., 1984; Бе­рен­штейн Е. П. Сим­во­лизм И. Ан­нен­ско­го. Тверь, 1992; И. Ан­нен­ский и рус­ская куль­ту­ра XX в. СПб., 1996; Гинз­бург Л. Я. Вещ­ный мир // Гинз­бург Л. Я. О ли­ри­ке. М., 1997; Гас­па­ров М. Л. Ев­ри­пид И. Ан­нен­ско­го // Ев­ри­пид. Тра­ге­дии. М., 1999. Т. 1.

Вернуться к началу