Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕ́ЙСЕР

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 675

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Савосик
Фото Д. В. Соловьёва Крейсер «Михаил Кутузов», ныне филиал Музея Военно-Морского Флота РФ (г. Новороссийск). Фото 2008.
«Адмирал Нахимов», бронированный крейсер 1 ранга. Фото нач. 20 в.

КРЕ́ЙСЕР (голл. kruiser, от kruisen, букв. – дви­гать­ся раз­но­на­прав­лен­но; от kru­is – крест, пе­ре­крё­сток), 1) бое­вой над­вод­ный ко­рабль, пред­на­зна­чен­ный для дей­ст­вий в океа­ни­че­ских (мор.) зо­нах, по­ис­ка и унич­то­же­ния ПЛ, над­вод­ных ко­раб­лей и су­дов про­тив­ни­ка, за­щи­ты сво­их мор. пе­ре­во­зок, обес­пе­че­ния вы­сад­ки мор. де­сан­тов, ог­не­вой под­держ­ки су­хо­пут­ных войск на мор. по­бе­ре­жье и ре­ше­ния др. бое­вых за­дач. Как класс бое­вых ко­раб­лей К. поя­ви­лись в 1860-х гг. В рос. фло­те с 1892 К. под­раз­де­ля­лись на К. 1 ран­га (бро­не­нос­ные и бро­не­па­луб­ные) и К. 2 ран­га. С 1907 све­де­ны в один ранг и под­раз­де­ля­лись на бро­не­нос­ные К. и К., а с 1915 все ко­раб­ли это­го клас­са име­но­ва­лись К. В со­став рос. ВМФ вхо­ди­ли мин­ные К., ко­то­рые в 1907 пе­ре­ве­де­ны в класс эс­мин­цев (см. в ст. Эс­кад­рен­ный ми­но­но­сец). В 1-ю ми­ро­вую вой­ну в со­ста­ве фло­тов не­ко­то­рых го­су­дарств на­хо­ди­лись ли­ней­ные К., строи­тель­ст­во ко­то­рых по­сле вой­ны бы­ло пре­кра­ще­но. По­сле Ва­шинг­тон­ской кон­фе­рен­ции 1921–22, на ко­то­рой вве­де­но ог­ра­ни­че­ние ка­либ­ра ар­тил­ле­рии (до 203 мм) и во­до­из­ме­ще­ние (до 10 тыс. т) К., поя­ви­лось по­ня­тие К. «ва­шинг­тон­ско­го ти­па», или «тя­жё­лый К.» [ка­либр ар­тил­ле­рии до 203 мм; во­до­из­ме­ще­ние (в на­ру­ше­ние ре­ше­ний кон­фе­рен­ции) до 30 тыс. т] и «лёг­кий К.» (ка­либр ар­тил­ле­рии до 152 мм; во­до­из­ме­ще­ние до 12 тыс. т). Во 2-ю ми­ро­вую вой­ну К. по сво­ему воо­ру­же­нию и во­до­из­ме­ще­нию под­раз­де­ля­лись на тя­жё­лые, лёг­кие и К. ПВО [ко­раб­ли с уси­лен­ным зе­нит­ным арт. воо­ру­же­ни­ем (до 16 ору­дий и до 30 зе­нит­ных ав­то­ма­тов)]. В со­ста­ве фло­тов не­ко­то­рых го­су­дарств на­хо­ди­лись вспо­мо­гат. К., пе­ре­обо­ру­до­ван­ные из бы­ст­ро­ход­ных тор­го­вых су­дов. С раз­ви­ти­ем ра­кет­но­го ору­жия на сме­ну арт. К. с нач. 1960-х гг. при­шли ра­кет­ные К., осн. ору­жи­ем ко­то­рых ста­ли ра­ке­ты разл. на­зна­че­ния, про­ти­во­ло­доч­ные и удар­ные ЛА (по иностр. клас­си­фи­ка­ции – К. УРО). В 1960–70-х гг. с по­яв­ле­ни­ем ядер­ных энер­ге­ти­че­ских ус­та­но­вок на­ча­лось строи­тель­ст­во атом­ных ра­кет­ных К. С раз­ви­ти­ем ко­ра­бель­ной авиа­ции по­я­ви­лись К.-вер­то­лё­то­нос­цы, про­ти­во­ло­доч­ные К. и тя­жё­лые авиа­не­су­щие К. (см. в ст. Авиа­не­су­щий ко­рабль). Совр. К. име­ют во­до­из­ме­ще­ние 11–28 тыс. т, ско­рость хо­да св. 30 уз (55,6 км/ч), даль­ность пла­ва­ния 8–10 тыс. миль, во­о­ру­же­ние: до 8 ПУ кры­ла­тых ра­кет боль­шой даль­но­сти или про­ти­во­ко­ра­бель­ных ра­кет, 2–4 ПУ ЗРК, 4–8 ПУ про­ти­во­ло­доч­но­го ра­кет­но­го ком­плек­са, неск. тор­пед­ных ап­па­ра­тов или ре­ак­тив­ных бом­бо­мёт­ных ус­та­но­вок, арт. и зе­нит­ные сис­те­мы разл. ка­либ­ров, вер­то­лёт­ные пло­щад­ки для 2–3 вер­то­лё­тов. Ко­раб­ли клас­са К. име­ют­ся в со­ста­ве ВМС США и ВМФ РФ.

2) По клас­си­фи­ка­ции ВМФ СССР и РФ – атом­ная ПЛ, воо­ру­жён­ная бал­ли­сти­че­ски­ми или кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми даль­не­го дей­ст­вия с ядер­ны­ми за­ря­да­ми для на­не­се­ния уда­ров по важ­ным во­ен.-эко­но­мич. и др. объ­ек­там на тер­ри­то­рии про­тив­ни­ка (тя­жё­лый ра­кет­ный под­вод­ный К. стра­те­гич. на­зна­че­ния, или атом­ный под­вод­ный К.).

Лит.: Ки­лес­со А. И. Ко­раб­ли и су­да Во­ен­но-Мор­ско­го Фло­та. М., 1957; Ла­рио­нов А. И., Не­свиц­кий Ю. А. Над­вод­ный флот НАТО. М., 1975; Шер­шов А. П. Ис­то­рия во­ен­но­го ко­раб­ле­строе­ния: с древ­ней­ших вре­мен до на­ших дней. СПб., 1994; Ис­то­рия оте­че­ст­вен­но­го су­до­строе­ния. СПб., 1995–1996. Т. 2–5.

Вернуться к началу