Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИНЕ́ЙНЫЙ КОРА́БЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 505

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Ташлыков

ЛИНЕ́ЙНЫЙ КОРА́БЛЬ, 1) в па­рус­ном фло­те 2-й пол. 17 – 1-й пол. 19 вв. наи­бо­лее круп­ный 3-мач­то­вый ко­рабль с пря­мым па­рус­ным воо­ру­же­ни­ем, 2–3 па­лу­ба­ми (де­ка­ми), на ко­то­рых раз­ме­ща­лось 50–135 ору­дий. По­яв­ле­ние назв. «Л. к.» свя­за­но с вне­дре­ни­ем в так­ти­ку во­ен. фло­тов арт. боя в строю киль­ва­тер­ной ко­лон­ны (ли­нии ба­та­лии). К кон. 17 в. Л. к. име­ли во­до­из­ме­ще­ние 1,5–1,75 тыс. т, во­о­ру­же­ние 50–100 ору­дий, эки­па­жи 600–700 чел. Пер­вый рос. Л. к. «Вы­борг» по­стро­ен на Но­во­ла­дож­ской вер­фи в 1710. В 1-й пол. 19 в. (в пе­ри­од пе­ре­хо­да к па­ро­во­му фло­ту) в Рос­сии строи­лись са­мые круп­ные в ми­ре де­ре­вян­ные вин­то­вые Л. к. Их во­до­из­ме­ще­ние дос­ти­га­ло ок. 5,6 тыс. т, а воо­ру­же­ние со­стоя­ло из 83–135 глад­ко­ст­воль­ных ору­дий. При­ме­не­ние ме­тал­ла (ста­ли) в ка­че­ст­ве осн. кон­ст­рук­ци­он­но­го ма­те­риа­ла, вне­дре­ние на фло­тах на­рез­ной ар­тил­ле­рии и бро­ни­ро­ва­ния при­ве­ли в нач. 1870-х гг. к ли­к­ви­да­ции па­рус­ных Л. к. и за­ме­не их бро­не­нос­ны­ми ко­раб­ля­ми и бро­не­нос­ца­ми.

Линейный корабль «Слава».

2) Са­мый круп­ный бое­вой ко­рабль 1-й пол. 20 в. с мощ­ной даль­но­бой­ной ар­тил­ле­ри­ей и бро­не­вой за­щи­той, пред­на­зна­чен­ный для ве­де­ния мор. боя с гл. си­ла­ми фло­та про­тив­ни­ка и на­не­се­ния арт. уда­ров по бе­ре­го­вым объ­ек­там (сокр. назв. – лин­кор). Как класс ко­раб­лей Л. к. бы­ли соз­да­ны с учё­том опы­та рус.-япон. вой­ны 1904–05. Пер­вым лин­ко­ром бро­не­нос­но­го фло­та стал брит. «Дред­но­ут» (1906; от­сю­да др. назв. Л. к. – дред­но­ут). В Рос­сии с окт. 1907 в класс Л. к. бы­ли пе­ре­ве­де­ны эс­кад­рен­ные бро­не­нос­цы. Пер­вы­ми рос. Л. к. спец. по­строй­ки ста­ли ко­раб­ли ти­па «Се­ва­сто­поль» [во­до­из­ме­ще­ние ок. 23 тыс. т, 12 ору­дий гл. ка­либ­ра (305-мм)], за­ложен­ные в 1909. К нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны мор. дер­жа­вы име­ли 155 Л. к., ко­то­рые яв­ля­лись ос­но­вой бое­вой мо­щи фло­тов. В меж­во­ен­ный пе­ри­од их со­вер­шен­ст­во­ва­ние шло в на­прав­ле­нии уве­ли­че­ния ка­либ­ра ар­тил­ле­рии, тол­щи­ны бро­ни, по­вы­ше­ния ско­ро­сти и жи­ву­че­сти. Гер­ма­ния строи­ла Л. к. ти­па «Бис­марк» (ок. 42 тыс. т, 8 ору­дий 380-мм), Ита­лия – ти­па «Лит­то­рио» (ок. 46 тыс. т, 9 ору­дий 381-мм), США – ти­па «Ва­шинг­тон» (ок. 37,5 тыс. т, 9 ору­дий 406-мм), Ве­ли­ко­бри­та­ния – ти­па «Кинг Джордж V» (ок. 36 тыс. т, 10 ору­дий 356-мм), Фран­ция – ти­па «Ри­ше­льё» (св. 43 тыс. т, 8 ору­дий 380-мм). По­мимо ору­дий гл. ка­либ­ра, Л. к. име­ли до 20 уни­вер­саль­ных ору­дий (ка­либ­ром 100–152-мм), до 140 зе­нит­ных пу­шек и пу­ле­мё­тов, до 8 тор­пед­ных ап­па­ра­тов, до 4 гид­ро­са­мо­лё­тов; эки­паж 1,5–2,8 тыс. чел. Тол­щи­на бро­ни дос­ти­га­ла 483 мм, её мас­са со­став­ля­ла до 40% об­щей мас­сы ко­раб­ля, ско­рость хо­да до 33 уз (61,1 км/ч). В СССР бы­ли за­ло­же­ны 4 Л. к. ти­па «Со­вет­ский Со­юз», по­строй­ку ко­то­рых в 1941 при­ос­та­но­ви­ли. К нач. 2-й ми­ро­вой вой­ны в со­ста­ве ВМС ве­ду­щих го­су­дарств на­счи­ты­ва­лось св. 50 Л. к., в т. ч. в сов. ВМФ – 3 мо­дер­ни­зиро­ван­ных Л. к. ти­па «Па­риж­ская ком­му­на» (быв. «Се­ва­сто­поль»). Они про­дол­жа­ли счи­тать­ся гл. си­лой для за­воева­ния гос­под­ства на мо­ре. Во вре­мя вой­ны США по­строи­ли Л. к. ти­па «Ай­о­ва» (ок. 57,5 тыс. т, 9 ору­дий 406-мм), Ве­ли­ко­бри­та­ния – ти­па «Вэн­гард» (св. 51,4 тыс. т, 8 ору­дий 381-мм), Япо­ния – «Яма­то» и «Му­са­си» (св. 72,8 тыс. т, 9 ору­дий 460-мм; круп­ней­шие лин­ко­ры в ми­ро­вой ис­то­рии). С из­ме­не­ни­ем ха­рак­те­ра воо­руж. борь­бы на мо­ре, уве­ли­че­ни­ем ро­ли авиа­нос­цев (см. Авиа­не­су­щий ко­рабль) в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны Л. к. ут­ра­ти­ли своё зна­че­ние как гл. си­лы фло­та, и их строи­тель­ст­во бы­ло пре­кра­ще­но.

К сер. 1960-х гг. (в СССР в 1956) Л. к. поч­ти во всех стра­нах вы­ве­ли из со­ста­ва фло­тов и сда­ли на слом. В США 4 лин­ко­ра ти­па «Ай­о­ва» вы­ве­ли в ре­зерв, од­на­ко в 1980-х гг. мо­дер­ни­зи­ро­ва­ли, ос­на­сти­ли про­ти­во­ко­ра­бель­ны­ми и кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми и сно­ва вве­ли в со­став фло­та. Они при­ме­ня­лись в вой­нах и во­о­руж. кон­флик­тах в Ко­рее (см. Ко­рей­ская вой­на 1950–53), во Вьет­на­ме (см. «Вьет­нам­ская вой­на»), в Ли­ва­не (1989), в Пер­сид­ском зал. (см. «Бу­ря в пус­ты­не»). В нач. 1990-х гг. воз­вра­ще­ны в ре­зерв ВМС США.

Лит.: Шер­шов А. П. К ис­то­рии во­ен­но­го ко­раб­ле­строе­ния. М., 1952; Ис­то­рия оте­че­ст­вен­но­го су­до­строе­ния: В 5 т. СПб., 1994–1996; Бе­реж­ной С. С. Ли­ней­ные и бро­не­нос­ные ко­раб­ли. Ка­но­нер­ские лод­ки: Спра­воч­ник. М., 1997; Чер­ны­шев А. А. Рос­сий­ский па­рус­ный флот: Спра­воч­ник. М., 1997. Т. 1; Ли­ней­ные ко­раб­ли и авиа­нос­цы. М., 2003; До­цен­ко В. Д. Ис­то­рия во­ен­но-мор­ско­го ис­кус­ст­ва. М., 2003. Т. 2: Фло­ты XX в. Кн. 1.

Вернуться к началу