Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

А́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А́РИЯ (итал. aria, от греч. ἀέρα, вин. п. сло­ва ἀήρ – воз­дух, ат­мо­сфе­ра), 1) во­каль­ная ком­по­зи­ция в опе­ре, ора­то­рии или кан­та­те, с сер. 19 в. и в опе­рет­те; реже – са­мо­сто­ят. про­из­ве­де­ние. Ис­пол­ня­ет­ся пев­цом-со­лис­том в со­про­во­ж­де­нии ор­ке­ст­ра. К сер. 17 в. (ве­не­ци­ан­ская шко­ла, К. Мон­те­вер­ди) на­ме­ти­лись ха­рак­тер­ные для итал. опер­ной А. ти­пы ме­ло­ди­ки (бель­кан­то, ко­ло­ра­ту­ра). Во 2-й пол. 17 в. кри­стал­ли­зу­ет­ся дра­ма­тур­гич. функ­ция А. как ли­рич. цен­тра (в от­ли­чие от ре­чи­та­ти­ва). У ком­по­зи­то­ров не­апо­ли­тан­ской шко­лы (А. Скар­лат­ти и др.) за­кре­пи­лась ти­пич­ная струк­ту­ра – 3-ча­ст­ная А. да ка­по (da capo) с по­вто­ре­ни­ем 1-й час­ти по схе­ме ABA; ре­при­за бо­га­то ор­на­мен­ти­ро­ва­лась пев­цом, де­мон­ст­ри­ро­вав­шим бле­стя­щее во­каль­ное мас­тер­ст­во. Ти­пы итал. А.: «бра­вур­ная» (aria di bravura), «ха­рак­тер­ная» (di carattere), «пе­ву­чая» (cantabile) и др. Франц. и нем. опер­ной А. кон. 17 – 1-й пол. 18 вв. при­су­щи про­сто­та струк­ту­ры, пе­сен­ность. Фор­ма итал. А. да ка­по с уча­сти­ем обя­за­тель­ных («об­ли­гат­ных») кон­цер­ти­рую­щих ин­ст­ру­мен­тов (тру­ба, скрип­ка и др.) на­шла пре­тво­ре­ние в кан­та­тах, пас­сио­нах и Mес­се h-moll И. С. Ба­ха. А., ра­нее вы­ра­жав­шая ти­пи­зи­ров. со­стоя­ния (см. Аф­фек­тов теория­), пре­вра­ща­ет­ся в ор­га­нич. эле­мент муз.-дра­ма­тич. дей­ст­вия в ре­фор­ма­тор­ских опе­рах К. В. Глю­ка. Но­вые ви­ды А. 18 в.: ка­ва­ти­на, А.-рон­до, кон­церт­ная А. Выс­шие дос­ти­же­ния в опе­ре кон. 18 в. – арии В. А. Мо­цар­та (ин­ди­ви­дуа­ли­за­ция об­ра­зов в «ко­ме­ди­ях ха­рак­те­ров» «Свадь­ба Фи­га­ро», «Дон Жу­ан»). Опе­ра 19 в. обо­га­ти­лась А.-стрет­то и пе­сен­ны­ми раз­но­вид­но­стя­ми А. (бал­ла­да, ро­манс). Наи­боль­ше­го жан­ро­во­го раз­но­об­ра­зия А. дос­тиг­ла в сер. 19 в., гл. обр. в свя­зи с раз­ви­ти­ем нац. школ, в т. ч. рус­ской (опе­ры М. И. Глин­ки, А. П. Бо­ро­ди­на, Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, П. И. Чай­ков­ско­го). С уси­ле­ни­ем дра­ма­тур­гич. це­ло­ст­но­сти опе­ры А. ус­ту­па­ет ме­сто мо­но­ло­гу (у М. П. Му­сорг­ско­го, С. С. Про­кофь­е­ва и др.). См. так­же Ари­ет­та, Арио­зо.

2) Мно­го­знач­ный тер­мин, пер­во­на­чаль­но объ­е­ди­няв­ший ряд пе­сен­но-тан­це­валь­ных жан­ров зап.-ев­роп. му­зы­ки (франц. air, букв. – воз­дух, так­же на­руж­ность, стиль; англ. ayre). Из­вес­тен с 15 в. В 16 в. в Ита­лии А. на­зы­ва­лись ано­ним­ные пес­ни на нар. тек­сты (aria napoletana), во Фран­ции – стро­фич. пес­ни, с нач. 17 в. – ин­ст­ру­мен­таль­ные пье­сы тан­це­валь­но­го или пе­сен­но­го ха­рак­те­ра (air français). По­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние А. для го­ло­са с ак­ком­пане­мен­том лют­ни или ги­та­ры, ре­же встре­ча­ют­ся 4-го­лос­ные во­каль­ные А. Раз­но­вид­но­сти соль­ной во­каль­ной А.: «при­двор­ная» (air de cour), «серь­ёз­ная» (sé rieux), «ду­хов­ная» (spirituel) и др. Близ­ки по жан­ру мно­го­го­лос­ные во­каль­ные пье­сы в сб-ках англ. ком­по­зи­то­ров Дж. Дау­лен­да («The first book of songs or ayres...», 1597) и Т. Мор­ли («The first booke of ayres…», 1600). М. Лам­бер, М. Ла­бар во Фран­ции рас­ши­ря­ли фор­му А., вклю­чая в неё до­пол­нит. ку­пле­ты с ва­риа­ция­ми – дуб­ли. Ин­ст­ру­мен­таль­ная А. вхо­ди­ла в ба­ле­ты, ба­лет­ные ин­тер­ме­дии. Под влия­ни­ем франц. му­зы­ки нем. ком­по­зи­то­ры 17–18 вв. вклю­ча­ли ин­ст­ру­мен­таль­ные А. в сюи­ту (А. из ор­ке­ст­ро­вой сюи­ты D-dur И. С. Ба­ха).

Лит.: Warlock P. The English ayre. L., 1926; Godefroy J. V. L. Some aspects of the aria // Music and Letters. 1936. Vol. 17. № 3; Ro­binson M. F. The aria in opera seria. 1725–1780 // Proceedings of the Royal Musical Association, 88 session. 1961–1962. L., 1962; Pir­ro­tta N. Early opera and aria // New looks at Italian opera. Ithaca, 1968; Döhring S. Form­geschich­te der Opernarie vom Ausgang des 18. bis zur Mitte des 19. Jahrhunderts. Marburg, 1969; Buschmeier G. Die Entwicklung von Arie und Szene in der französischen Oper von Glück bis Spontini. Tutzing, 1991; Anthony J. R. Air and aria added to French opera from the death of Lully to 1720 // Revue de Musicologie. 1991. Vol. 77. № 2; Цыб­ко Е. Ария: от ба­рок­ко к клас­си­циз­му. Про­бле­мы жан­ра и фор­мы // МГК им. П. И. Чай­ков­ско­го. Из ди­плом­ных ис­сле­до­ва­ний 1999 г. М., 2002. См. так­же лит. к стать­ям Опе­ра, Пес­ня.

Вернуться к началу