А́РИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́РИЯ (итал. aria, от греч. ἀέρα, вин. п. слова ἀήρ – воздух, атмосфера), 1) вокальная композиция в опере, оратории или кантате, с сер. 19 в. и в оперетте; реже – самостоят. произведение. Исполняется певцом-солистом в сопровождении оркестра. К сер. 17 в. (венецианская школа, К. Монтеверди) наметились характерные для итал. оперной А. типы мелодики (бельканто, колоратура). Во 2-й пол. 17 в. кристаллизуется драматургич. функция А. как лирич. центра (в отличие от речитатива). У композиторов неаполитанской школы (А. Скарлатти и др.) закрепилась типичная структура – 3-частная А. да капо (da capo) с повторением 1-й части по схеме ABA; реприза богато орнаментировалась певцом, демонстрировавшим блестящее вокальное мастерство. Типы итал. А.: «бравурная» (aria di bravura), «характерная» (di carattere), «певучая» (cantabile) и др. Франц. и нем. оперной А. кон. 17 – 1-й пол. 18 вв. присущи простота структуры, песенность. Форма итал. А. да капо с участием обязательных («облигатных») концертирующих инструментов (труба, скрипка и др.) нашла претворение в кантатах, пассионах и Mессе h-moll И. С. Баха. А., ранее выражавшая типизиров. состояния (см. Аффектов теория), превращается в органич. элемент муз.-драматич. действия в реформаторских операх К. В. Глюка. Новые виды А. 18 в.: каватина, А.-рондо, концертная А. Высшие достижения в опере кон. 18 в. – арии В. А. Моцарта (индивидуализация образов в «комедиях характеров» «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан»). Опера 19 в. обогатилась А.-стретто и песенными разновидностями А. (баллада, романс). Наибольшего жанрового разнообразия А. достигла в сер. 19 в., гл. обр. в связи с развитием нац. школ, в т. ч. русской (оперы М. И. Глинки, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского). С усилением драматургич. целостности оперы А. уступает место монологу (у М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева и др.). См. также Ариетта, Ариозо.
2) Многозначный термин, первоначально объединявший ряд песенно-танцевальных жанров зап.-европ. музыки (франц. air, букв. – воздух, также наружность, стиль; англ. ayre). Известен с 15 в. В 16 в. в Италии А. назывались анонимные песни на нар. тексты (aria napoletana), во Франции – строфич. песни, с нач. 17 в. – инструментальные пьесы танцевального или песенного характера (air français). Получили распространение А. для голоса с аккомпанементом лютни или гитары, реже встречаются 4-голосные вокальные А. Разновидности сольной вокальной А.: «придворная» (air de cour), «серьёзная» (sé rieux), «духовная» (spirituel) и др. Близки по жанру многоголосные вокальные пьесы в сб-ках англ. композиторов Дж. Дауленда («The first book of songs or ayres...», 1597) и Т. Морли («The first booke of ayres…», 1600). М. Ламбер, М. Лабар во Франции расширяли форму А., включая в неё дополнит. куплеты с вариациями – дубли. Инструментальная А. входила в балеты, балетные интермедии. Под влиянием франц. музыки нем. композиторы 17–18 вв. включали инструментальные А. в сюиту (А. из оркестровой сюиты D-dur И. С. Баха).