АСА́ФЬЕВ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АСА́ФЬЕВ Борис Владимирович (псевд. Игорь Глебов) [17(29).7.1884, С.-Петербург – 27.1.1949, Москва], рос. музыковед, композитор, педагог, акад. АН СССР (1943), нар. арт. СССР (1946). Окончил историко-филологич. ф-т С.-Петерб. ун-та (1908) и С.-Петерб. консерваторию по классу композиции А. К. Лядова (1910). Как критик выступал с 1914 в моск. ж. «Музыка». Одним из первых оценил масштаб дарования С. С. Прокофьева. В 1918–21 работал в Муз. отделе Наркомпроса, создал первый сов. муз. словарь «Путеводитель по концертам» (1919, вып. 1). В 1919–30 вёл преподавательскую и н.-и. работу в ленингр. Ин-те истории искусств (организатор и с 1920 руководитель разряда музыки). В 1921–30 худ. рук. Ленингр. филармонии. С 1925 проф. Ленингр. конс. (организатор историко-теоретич. ф-та). В 1920-х гг. редактировал сб-ки «Новая музыка», посвятил неск. статей творчеству А. Берга, П. Хиндемита, Э. Кшенека. С 1943 в Москве, руководил н.-и. кабинетом при Моск. конс. и сектором музыки Ин-та истории искусств. С 1948 пред. СК СССР.
Основоположник крупной музыковедч. школы (среди учеников – В. А. Васина-Гроссман, С. Л. Гинзбург, Е. В. Гиппиус, Р. И. Грубер, М. С. Друскин, Ю. А. Кремлёв, А. С. Рабинович, З. В. Эвальд). Автор исследований творчества М. И. Глинки, И. Ф. Стравинского, П. И. Чайковского. Убедительно показал значение рус. муз. культуры 18 – 1-й четв. 19 вв., пропагандировал авторский текст опер М. П. Мусоргского. Определяя музыку как «искусство интонируемого смысла», отстаивал процессуально-динамич. подход к муз. форме. Разрабатывая теорию муз. интонации (с 1924), одним из первых в существенных моментах проследил закономерности муз.-историч. процесса. Идеи А. задавали направление исследований рус. музыки до кон. 20 в. В критич. и публицистич. статьях А. горячая защита нового в творчестве и муз. жизни со временем уступила место конформистским тенденциям. Автор 11 опер (в т. ч. «Казначейша» по М. Ю. Лермонтову, поставлена в 1937), 28 балетов (в т. ч. «Пламя Парижа», 1932; «Бахчисарайский фонтан» по одноим. поэме А. С. Пушкина, 1934), 4 симфоний, музыки к драматич. спектаклям, камерных инструментальных произведений, романсов. Инструментовал по авторским рукописям оперу М. П. Мусоргского «Хованщина», осуществил новую редакцию оперы А. Н. Серова «Вражья сила». Гос. пр. СССР (1943, 1948).