Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АУТЕНТИ́ЧНОЕ ИСПОЛНИ́ТЕЛЬСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 496-497

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

АУТЕНТИ́ЧНОЕ ИСПОЛНИ́ТЕЛЬСТВО (лат. authenticus, от греч. αὐϑεντιϰός – под­лин­ный, дос­то­вер­ный), прак­ти­ка ис­пол­не­ния му­зы­ки про­шло­го с учё­том её спе­ци­фич. осо­бен­но­стей. Дос­ти­же­ния зап.-ев­роп. учё­ных (Х. Ри­ман, Й. Вольф, Ф. Люд­виг, П. Об­ри и др.), ко­то­рые уже с кон. 19 в. ак­тив­но изу­ча­ли и пуб­ли­ко­ва­ли муз.-тео­ре­тич. трак­та­ты, до­ку­мен­ты о жиз­ни и дея­тель­но­сти ком­по­зи­то­ров, па­мят­ни­ки изо­бра­зит. иск-ва и т. п., под­го­то­ви­ли ос­но­ву для «ис­то­ри­че­ски ос­ве­дом­лён­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва» (англ. historically informed performance practice, сокр. HIPP – са­мо­на­зва­ние А. и.). Прак­тич. при­ме­не­ние све­де­ний, по­черп­ну­тых из ис­точ­ни­ков, на­шло своё вы­ра­же­ние, в пер­вую оче­редь, в ре­кон­ст­рук­ции и вос­ста­нов­ле­нии ста­рин­ных ин­ст­ру­мен­тов (в т. ч. на­ту­раль­ных ду­хо­вых), в их аль­тер­на­тив­ной на­строй­ке (раз­но­вид­но­сти чис­то­го и тем­пе­ри­ро­ван­но­го стро­ёв; см. в ст. Строй му­зы­каль­ный), в вос­соз­да­нии ста­рин­ной тех­ни­ки иг­ры (ап­пли­ка­ту­ры, штри­хов, ди­на­ми­че­ских ню­ан­сов и др.). В об­лас­ти во­каль­ной му­зы­ки экс­пе­ри­мен­ты ау­тен­ти­стов свя­за­ны с от­ка­зом от «ро­ман­ти­че­ско­го» виб­ра­то, с ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем муж­ских фаль­це­тов (кон­тра­те­но­ров) и дет­ских го­ло­сов вме­сто об­ще­при­ня­тых жен­ских. Ака­де­мич. хо­ры ус­ту­пи­ли ме­сто не­боль­шим ан­самб­лям, а боль­шой сим­фо­нич. ор­кестр, по су­ще­ст­ву, при­об­рёл вид ан­самб­ля со­лис­тов-ин­ст­ру­мен­та­ли­стов. Ис­пол­не­ние муз. со­чи­не­ний, не имею­щих един­ст­вен­ной ру­ко­пи­си-ар­хе­ти­па (осо­бен­но свет­ской му­зы­ки Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния), по­ни­ма­ет­ся как творч. «пе­ре­со­чи­не­ние», в свя­зи с чем в А. и. ис­клю­чи­тель­ная роль от­во­дит­ся сти­ли­сти­че­ски вы­дер­жан­ной им­про­ви­за­ции, ос­но­ван­ной гл. обр. на варь­и­ро­ва­нии ме­ло­дии и фак­ту­ры. Кон­цер­ты ау­тен­ти­стов не­ред­ко со­про­во­ж­да­ют­ся те­ат­ра­ли­зов. пред­став­ле­ния­ми. Бла­го­да­ря дея­тель­но­сти му­зы­кан­тов-ау­тен­ти­стов мн. ма­ло­из­ве­ст­ные муз. со­чи­не­ния про­шло­го (напр., ано­ним­ные ср.-век. мис­те­рии, ре­нес­санс­ная тан­це­валь­ная му­зы­ка, со­чи­не­ния У. Бёр­да, Г. И. Ф. Би­бе­ра, Я. Д. Зе­лен­ки, М. Ма­ре, М. А. Шар­пантье) во­шли в кон­церт­ный ре­пер­ту­ар, а из­вест­ные со­чи­не­ния эпо­хи ба­рок­ко и вен­ско­го клас­си­циз­ма (напр., кан­та­ты И. С. Ба­ха, сим­фо­нии В. А. Мо­цар­та) при­об­ре­ли иное зву­ча­ние.

Ро­до­на­чаль­ни­ком дви­же­ния А. и. счи­та­ет­ся англ. му­зы­кант А. Дол­меч. Круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли А. и.: Н. Ар­нон­кур, Т. Бинк­ли, Ф. Брюг­ген, А. Вен­цин­гер, Дж. Э. Гар­ди­нер, Р. Гё­бель, Н. Грин­берг, А. Дел­лер, К. Дё­бе­рай­нер, Р. Кле­мен­чич, У. Кри­сти, бра­тья Кёй­кен, В. Лан­дов­ска, Г. Ле­он­хардт, Д. Мун­роу, Й. Са­валь, К. Хог­вуд, Р. Якобс. Сре­ди муз. кол­лек­ти­вов по­пу­ляр­ны: «Ака­де­мия ста­рин­ной му­зы­ки» («Academy of Ancient Music»), «Хиль­ярд-ан­самбль» («Hilliard Ensemble»), «Го­ти­че­ские го­ло­са» («Gothic Voices»; все – Ве­ли­ко­бри­та­ния); «Ар Фло­рис­сан» («Arts Flo­rissants», Фран­ция); «Япон­ская Бах-кол­ле­гия» («Bach Collegium Japan»); «Во­каль­ная кол­ле­гия Ген­та» («Collegi­um vocale Gent», Бель­гия); «Concentus musicus Wien» (Австрия); «Гес­пе­ри­он» («Hes­pèrion», Ис­па­ния); «Сту­дия ста­рин­ной му­зы­ки» («Studio der frühen Musik»), «Musica antiqua Köln» (оба – Гер­ма­ния); «Ор­кестр 18 ве­ка» («Or­chest­ra of the 18th Century», Нидер­лан­ды). У ис­то­ков дви­же­ния А. и. в СССР стоя­ли А. М. Вол­кон­ский (ос­но­ва­тель ан­самб­ля «Мад­ри­гал») и А. Мус­то­нен (ру­ково­ди­тель эст. ан­самб­ля «Hortus mu­sicus»); сре­ди отеч. ан­самб­лей – «Ака­де­мия ста­рин­ной му­зы­ки» (ру­ко­во­ди­тель Т. Т. Грин­ден­ко). Ми­ро­вой центр изу­че­ния ста­рин­ной му­зы­ки и пре­по­да­ва­ния А. и. – «Схо­ла кан­то­рум» (Ба­зель).

Лит.: Dolmetsch A. The interpretation of the music of the XVII and XVIII centuries revealed by contemporary evidence. L., 1946; Eggebrecht H. H. Die Orgelbewegung. Stuttg., 1967; Haskell H. The early music revival: a history. N. Y., 1988; Taruskin R. Text and act: essays on music and performance. N. Y., 1995.

Вернуться к началу