БАЛА́КИРЕВ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАЛА́КИРЕВ Милий Алексеевич [21.12.1836 (2.1.1837), Нижний Новгород – 16(29).5.1910, С.-Петербург], рос. композитор, пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Из мелкопоместных дворян. Получил домашнее муз. образование. Впервые выступил как пианист, автор муз. сочинений и дирижёр в домашних концертах А. Д. Улыбышева, дом которого был центром муз. культуры Нижнего Новгорода. В кон. 1855 переехал в С.-Петербург, где познакомился с М. И. Глинкой, отметившим исполнительский и композиторский талант Б., А. Ф. Львовым и А. С. Даргомыжским. В 1856–62 сблизился с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым и А. П. Бородиным; при поддержке В. В. Стасова сплотил их в группу и стал главой Новой русской школы (Балакиревского кружка, см. «Могучая кучка»). В числе его корреспондентов был и П. И. Чайковский, реализовавший композиц. планы, сообщённые ему Б., в некоторых своих сочинениях. С 1862 Б. руководил концертами Бесплатной муз. школы, учреждённой им совм. с Г. Я. Ломакиным; в 1867–69 гл. дирижёр Русского музыкального общества (РМО), пропагандировал музыку рус. композиторов (положил начало дирижёрской интерпретации произведений М. И. Глинки), а также Б. Сметаны, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана, Ф. Шопена. В 1866–67 дирижировал операми М. И. Глинки в Праге. Как правило, подолгу вынашивал и неоднократно перерабатывал собств. сочинения, в которых воплощал глинкинские идеи: опирался на нац. муз. материал в симфонич. увертюрах – на темы исп. марша (1857; 2-я ред. – Испанская увертюра, 1886) и трёх рус. песен (1858; 2-я ред. – 1881); под воздействием ориентального колорита оперы «Руслан и Людмила» создал виртуозную фп. фантазию «Исламей» (1869, посвящена Н. Г. Рубинштейну) и симфонич. поэму «Тамара» (ок. 1882) – обе впитали нац. мелодии, которые Б. записывал во время поездок на Кавказ в 1863, 1864, 1868. Проф. интерес Б. к нар. песне сказался и в муз. картине «1000 лет» (1862; 2-я ред. – симфонич. поэма «Русь», 1887; новая ред. – 1907). К Славянскому съезду в Москве и С.-Петербурге написана Чешская увертюра (1867; 2-я ред. – симфонич. поэма «В Чехии», 1905).
В 1870 Б. выдвинул проект транскрипции песнопений церковно-певч. обихода в скрипичном ключе (вместо устаревшего т. н. цефаутного), однако получил отказ Святейшего Синода в его реализации. Непримиримый конфликт с РМО, финансовый крах концертов Бесплатной муз. школы и необеспеченность семьи (на его попечении остались сёстры после смерти отца в 1869) вынудили Б. временно прекратить дирижёрскую деятельность. Пережив духовный кризис в нач. 1870-х гг., Б. вышел из него глубоко религ. человеком. Он сблизился с православными кругами (Т. И. Филиппов и др.), перестал сочинять и выступать как исполнитель, поступил на службу в Магазинное управление Петерб.-Варшавской ж. д. (1872). Отказался от предложения занять место проф. Московской конс. Несмотря на кризис, сохранил приверженность своему идеалу – М. И. Глинке. Думая, как и Глинка в поздние годы, о синтезе православной богослужебной музыки с традициями зап.-европ. композиторского письма, Б. в 1880-х гг. вернулся к активной муз. деятельности. В 1881 вновь возглавил Бесплатную муз. школу, в 1883 стал также управляющим Придворной певческой капеллой (до 1894), создал хоры для церковного обихода. По просьбе обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева осуществлял цензуру духовно-муз. сочинений, привлёк Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова к новой гармонизации традиц. распевов и к преподаванию в капелле.
Офиц. признание к Б. пришло в 1887 (ему назначили пожизненную пенсию в связи с 25-летием Бесплатной муз. школы). В 1889 состоялось первое исполнение сочинений Б. за рубежом (Н. А. Римский-Корсаков в Париже дирижировал Увертюрой на темы трёх рус. песен). Б. принимал участие в работе Комиссии по изучению нар. песен при Рус. географич. об-ве. Издал сб-ки «40 русских народных песен для голоса с фп.» (т. 1–2, 1866) и «30 русских народных песен» (для фп. в 4 руки, 1898). Последний концерт Б.-дирижёра состоялся в 1899 в Берлине по случаю открытия мемориальной доски на доме, где умер М. И. Глинка. Прекратив публичные выступления, Б. с 1900 редактировал издания партитуры «Te Deum» Г. Берлиоза, сочинений Ф. Шопена и с 1902 – Полного собрания сочинений Глинки (совм. с С. М. Ляпуновым). В 1906 на торжествах, посвящённых открытию памятника Глинке в С.-Петербурге, исполнена его Кантата памяти Глинки (соч. 1904).
Среди сочинений: для оркестра – 2 симфонии (C-dur, 1864–97; d-moll, 1907–08), Сюита в 3 частях (1901–09, окончена С. М. Ляпуновым), музыка к трагедии «Король Лир» У. Шекспира (1858–61, 2-я ред. – 1905); для фп. с оркестром – Большая фантазия на рус. нац. напевы (1852), 2 концерта (fis-moll, 1-я часть, 1855; Es-dur, 1861–62, 1909–1910, окончен Ляпуновым); камерные ансамбли – октет (1850–56) и др.; для фп. – сонаты (b-moll, 1856–57; b-moll, 1905), сонатина (C-dur, 1909), скерцо, мазурки, вальсы и др.; романсы, в т. ч. «Песня разбойника», «Мне ли молодцу», «Приди ко мне» (стих. А. В. Кольцова), «Запевка» (стих. Л. А. Мея), «Грузинская песня» (стих. А. С. Пушкина), «Песня Селима», «Еврейская мелодия», «Песня золотой рыбки», «Сон» (стих. М. Ю. Лермонтова), «Сон» (стих. М. Л. Михайлова); хоры, в т. ч. Гимн в честь св. вел. кн. Владимирского Георгия Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода, духовные (в т. ч. «Достойно есть») и светские хоровые сочинения и переложения; транскрипции для фп. в 2 и 4 руки.