Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БАЛЛА́ДНАЯ О́ПЕРА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 714

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. С. Бочаров

БАЛЛА́ДНАЯ О́ПЕРА, англ. те­ат­раль­ный жанр 18 в. Пье­са, пре­им. ко­ме­дий­ная или фар­со­вая, в ко­то­рой раз­го­вор­ные диа­ло­ги че­ре­до­ва­лись с муз. но­ме­ра­ми – пес­ня­ми (songs, airs). Пес­ни ос­но­ва­ны на по­пу­ляр­ных (в т. ч. фольк­лор­ных) ме­ло­ди­ях, их ис­пол­ня­ли дра­ма­тич. ак­тё­ры. Пер­вый и наи­бо­лее яр­кий об­ра­зец Б. о. – «Опе­ра Ни­ще­го» Дж. Гея (1728, му­зы­ка аран­жи­ро­ва­на И. К. Пе­пу­шем), па­ро­ди­ро­вав­шая спек­так­ли Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки под рук. Г. Ф. Ген­де­ля и опе­ру во­об­ще. Её ко­лос­саль­ный ус­пех вы­звал по­вы­шен­ный ин­те­рес пуб­ли­ки к но­вой фор­ме те­ат­раль­но­го спек­так­ля. Б. о. бы­ла осо­бен­но по­пу­ляр­на до сер. 18 в. и по­влия­ла на раз­ви­тие ев­роп. ко­ми­че­ской опе­ры. Так, Б. о. «Быть бе­де!» Ч. Коф­фи (1731) в нем. вер­сии под назв. «Чёрт на сво­бо­де» (с муз. И. К. Штанд­фу­са, 1752) счи­та­ет­ся ро­до­на­чаль­ни­цей зин­гш­пи­ля. По­пыт­ки воз­рож­де­ния жан­ра – «Хью-гур­тов­щик» Р. Во­ан-Уиль­ям­са (1924), «Трёх­гро­шо­вая опе­ра» Б. Брех­та и К. Вай­ля (1928) – ока­за­ли влия­ние на раз­ви­тие муз. те­ат­ра 20 в.

Лит.: Gagey E. M. Ballad Opera. N. Y., 1937; За­ха­ров Ю. Опе­ра Ни­ще­го // Ста­рин­ная му­зы­ка. 1999. № 3.

Вернуться к началу