Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АГО́ГИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 188

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д.О.Чехович

АГО́ГИКА (от греч.ἄγω – вес­ти; в ан­тич. муз. тео­рии ἀγωγή – ско­рость дви­же­ния), в ис­пол­не­нии му­зы­ки – от­кло­нения ре­аль­ной дли­тель­но­сти зву­ков и па­уз от рит­мич. со­от­но­ше­ний, ука­зан­ных в но­тах. При­ме­ня­ют­ся в це­лях вы­ра­зи­тель­но­сти; в нот­ной за­пи­си, как пра­ви­ло, не фик­си­ру­ют­ся. В ор­ган­ной и кла­ве­син­ной му­зы­ке ба­рок­ко в си­лу ог­ра­нич. ди­на­мич. воз­мож­но­стей ин­ст­ру­мен­тов при­ме­ня­лась ак­цен­ти­ров­ка по­сред­ст­вом уве­ли­че­ния дли­тель­но­сти вы­де­ляе­мых зву­ков (аго­ги­че­ский ак­цент). От­но­сит. рит­мич. сво­бо­да (ко­ле­ба­ния тем­па, не­за­ви­си­мость ме­ло­дич. го­ло­са от ак­ком­па­не­мен­та вплоть до мо­мен­тов асин­хрон­но­сти при стро­гом со­блю­де­нии так­та) от­ли­ча­ла муз. ис­пол­не­ние в Ита­лии 18 в. и в эпо­ху вен­ских клас­си­ков. Вве­дён­ный П. Ф. То­зи итал. тер­мин tempo rubato (букв. – ук­ра­ден­ное вре­мя), час­то при­ме­няе­мый для обо­зна­че­ния аго­гич. сво­бо­ды, в дей­ст­ви­тель­но­сти ука­зы­ва­ет на пре­де­лы этой сво­бо­ды, скра­ды­вае­мой вза­им­ной ком­пен­са­ци­ей ус­ко­ре­ний и за­мед­ле­ний. По­доб­ные ог­ра­ни­че­ния со­хра­ня­ют си­лу и в по­сле­дую­щие эпо­хи, в т. ч. в ро­ман­тич. пиа­низ­ме при всей его рит­мич. рас­кре­по­щён­но­сти. Тер­мин «А.» вве­дён в му­зы­коз­на­ние Х. Ри­ма­ном.

Лит.: На­зай­кин­ский Е. В. О му­зы­каль­ном тем­пе. М., 1965; Ба­ду­ра-Ско­да Е., Ба­ду­ра-Ско­да П. Ин­тер­пре­та­ция Мо­цар­та. М., 1972; Ло­ба­нов П. В. А. Н. Скря­бин – ин­тер­пре­та­тор сво­их ком­по­зи­ций. М., 1995.

Вернуться к началу