Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БА́ССО ОСТИНА́ТО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 94

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. И. Катунян

БА́ССО ОСТИНА́ТО (итал. basso ostina­to – упор­ный бас), по­вто­ряю­щая­ся в ниж­нем го­ло­се ме­ло­ди­ко-рит­мич. фи­гу­ра (те­ма), на фо­не ко­то­рой об­нов­ля­ют­ся верх­ние го­ло­са. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный слу­чай ос­ти­на­то. Ос­но­ва раз­но­вид­но­сти по­ли­фо­ни­че­ских ва­риа­ций – т. н. ва­риа­ций на Б. о. Ге­не­зис Б. о. – фор­мы 13–16 вв., ос­но­ван­ные на кан­тус фир­мус. На Б. о. стро­ят­ся мн. пе­сен­но-тан­це­валь­ные жан­ры Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко (ро­ма­не­ска, ма­ла­ге­нья, фо­лия и др.), ин­ст­ру­мен­таль­ные им­про­ви­за­ции. В ран­них об­раз­цах те­мы обыч­но крат­ки (ча­ко­на «Zefiro torna» из 9-й кни­ги мад­ри­га­лов К. Мон­те­вер­ди), со 2-й пол. 17 в. они бо­лее раз­вёр­ну­ты, час­то на­сы­ще­ны хро­ма­тиз­мом (ария Ди­до­ны из опе­ры «Ди­до­на и Эней» Г. Пёр­сел­ла, Crucifixus из Мес­сы h-moll И. С. Ба­ха). Те­ма, как пра­ви­ло, про­во­дит­ся в од­ной то­наль­но­сти, ино­гда варь­и­ру­ет­ся (Пас­са­ка­лия c-moll BWV 582 И. С. Ба­ха). Вы­со­кие об­раз­цы бас­со-ос­ти­нат­ных форм кон. 16 – 1-й пол. 18 вв. (пас­са­ка­лия, ча­ко­на, гра­унд) – в твор­че­ст­ве Дж. Бул­ла, У. Бёр­да, К. Мон­те­вер­ди, Г. Пёр­сел­ла, А. Ко­рел­ли, А. Ви­валь­ди, Г. И. Ф. фон Би­бе­ра, Д. Бук­сте­ху­де, И. С. Ба­ха, Г. Ф. Ген­де­ля. В кон. 18 – нач. 20 вв. эти фор­мы ред­ки (32 ва­риа­ции для фп. Л. ван Бет­хо­ве­на, фи­нал 4-й сим­фо­нии И. Брам­са, пас­са­ка­лия из фп. квин­те­та С. И. Та­нее­ва). В му­зы­ке 20 в., с уси­ле­ни­ем ро­ли ос­ти­нат­но­сти как фак­то­ра фор­мо­об­ра­зо­ва­ния, Б. о. воз­ро­ж­да­ет­ся у А. Ве­бер­на (Пас­са­ка­лия для ор­ке­ст­ра), А. Бер­га (4-я кар­ти­на 1-го дей­ст­вия опе­ры «Воц­цек»), И. Ф. Стра­вин­ско­го (ко­да фи­на­ла Сим­фо­нии псал­мов), Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (3-я часть фп. трио op. 67, 4-я часть 8-й сим­фо­нии, и др.), Р. К. Щед­ри­на («Бас­со ос­ти­на­то» для фп.).

Вернуться к началу