Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

БУЗО́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 313

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БУЗО́НИ (Busoni) Фер­руч­чо (1.4.1866, Эм­по­ли, близ Фло­рен­ции – 27.7.1924, Бер­лин), итал. пиа­нист, пе­да­гог, ком­по­зи­тор, муз. пи­са­тель. Про­ис­хо­дил из се­мьи му­зы­кан­тов: его отец, Фер­ди­нан­до Бу­зо­ни, – клар­не­тист (ро­дом с Кор­си­ки), мать, Ан­на Вайс (Weiss), – ав­стрийская пиа­ни­ст­ка. Как пиа­нист сис­те­ма­тич. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил, ком­по­зи­цию и кон­тра­пункт изу­чал в Гра­це (Ав­ст­рия) под рук. В. Май­е­ра. Пре­по­да­вал фп. в Муз. институте в Хель­син­ки (1888–90), проф. Мо­с­ков­ской конс. (по клас­су фп.; 1890–91), Но­во­анг­лий­ской конс. в Бос­то­не (1891–1892). С 1894 жил в Бер­ли­не, где с це­лью про­па­ган­ды но­вой и ред­ко ис­пол­няе­мой му­зы­ки ор­га­ни­зо­вал «Бу­зо­ни­ев­ские ор­ке­ст­ро­вые ве­че­ра» (1902–09). В 1913–14 проф. Муз. ли­цея в Бо­ло­нье. С 1920 проф. бер­лин­ской Ака­де­мии ис­кусств (класс ком­по­зи­ции). Сре­ди мн. уче­ни­ков – К. Вайль, П. Грейнд­жер, Д. Ми­тро­пу­лос, Н. На­бо­ков, Э. Пет­ри, Л. Си­ро­та. Не­од­но­крат­но га­ст­ро­ли­ро­вал в Рос­сии, во вре­мя его по­след­них вы­сту­п­ле­ний (1912–13) воз­ник­ла по­ле­ми­ка ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми Б. и га­ст­ро­ли­ро­вав­ше­го од­но­вре­мен­но с ним И. Гоф­ма­на.

Б. – один из круп­ней­ших пиа­ни­стов сво­его вре­ме­ни, об­ла­дав­ший ори­ги­наль­ной вир­ту­оз­ной тех­ни­кой. Вы­даю­щий­ся мас­тер фп. транс­крип­ции, гл. обр. со­чи­не­ний И. С. Ба­ха, Ф. Лис­та и В. А. Мо­цар­та. Субъ­ек­тив­ность ин­тер­пре­та­ций, прив­не­се­ние «ро­ман­ти­че­ских воль­но­стей» в ав­тор­ский текст про­яв­ля­лись и в не­ко­то­рых его ре­дак­ци­ях, напр. 1-го то­ма «Хо­ро­шо тем­пе­ри­ро­ван­но­го кла­ви­ра» Ба­ха (эта ре­дак­ция бы­ла по­пу­ляр­на в 1-й пол. 20 в.). Сре­ди об­шир­но­го ком­по­зи­тор­ско­го на­сле­дия – опе­ры «Ту­ран­дот» и «Ар­ле­кин» (обе 1917), «Док­тор Фа­уст» (1916–24; за­вер­ше­на уче­ни­ком Б. – Ф. Яр­на­хом, пост. 1925), Кон­тра­пунк­ти­че­ская фан­та­зия для 2 фп. (1922), Кон­церт для фп. с ор­ке­ст­ром (1904). В кн. «Эс­киз но­вой эс­те­ти­ки му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва» (1907, рус. пер. 1912) пред­ска­зал вне­дре­ние в муз. язык мик­ро­хро­ма­ти­ки, ис­поль­зо­ва­ние ме­ха­нич. и «элек­три­че­ских» ин­ст­ру­мен­тов; под­дер­жи­вал идеи аван­гар­диз­ма («Му­зы­ка ро­ж­де­на быть сво­бод­ной и ей су­ж­де­но вновь об­рес­ти сво­бо­ду»).

С 1949 еже­год­но в Боль­ца­но (Ита­лия) про­во­дит­ся Меж­ду­нар. кон­курс пиа­нис­тов им. Ф. Бузони.

Лит.: Ба­ри­но­ва М. Н. Вос­по­ми­на­ния о И. Гоф­ма­не и Ф. Бу­зо­ни. М., 1964; Ко­ган Г. Ф. Бу­зо­ни. 2-е изд. М., 1971.

Вернуться к началу