ВИКТО́РИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИКТО́РИЯ (Victoria) Томас Луис де (1548, Авила – 20.8.1611, Мадрид), исп. композитор и органист. В 1565–87 жил в Риме, окончил Герм. иезуитский колледж, там же преподавал и был капельмейстером (до 1576). Предположительно учился также у Дж. П. да Палестрины. В 1575 рукоположен, в 1578–85 служил в ц. Сан-Джироламо-делла-Карита. С 1587 и до конца дней служил капелланом и органистом в монастыре клариссок в Мадриде; благодаря обеспеченному положению осуществлял роскошные публикации своих многочисл. сочинений. В 1594 ездил в Рим на похороны Палестрины. Крупнейший представитель исп. полифонической школы, прозванный «испанским Палестриной», В. писал духовную хоровую (в т. ч. для 2 и 3 хоров) музыку на лат. тексты: мессы, мотеты, магнификаты, секвенции и др. Несмотря на широкое использование имитационной техники и преобладающий полифонический склад, гармония В. больше тонально-функциональная, чем модальная (в т. ч. в «Мессе четвёртого тона»). Необычны для церковной музыки того времени смены 3- и 2-дольного метра, мелодич. изобретательность, в т. ч. использование хроматики: так, музыка секвенции «Victimae pascali» – «Пасхальной жертве» с переменами метра вызывает ассоциации с вильянсико; некоторые мотеты напоминают по звучанию мадригалы и др. Среди самых известных сочинений В.: заупокойная месса (на смерть имп. Марии, 1605), оффиций Страстной недели (включает Плач пророка Иеремии, 18 респонсориев, «Страсти» по Матфею и Иоанну, 1585), мотеты «O magnum mysterium» («О, великое таинство», 1572; также одноим. месса, 1592) и «O vos omnes» («О, все вы», 1572), антифоны на текст «Alma Redemptoris mater» («Мать-кормилица Спасителя»).