Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВИ́ЛА-ЛО́БОС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 313

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Э. Вила-Лобос.

ВИ́ЛА-ЛО́БОС, Вил­ла-Ло­буш (Villa-Lo­bos) Эй­тор (5.3.1887, Рио-де-Жа­ней­ро – 17.11.1959, там же), браз. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пе­да­гог. Сис­те­ма­тич. муз. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. В 1923–30 жил в Па­ри­же. С 1931 пра­ви­тельств. упол­но­мо­чен­ный по во­про­сам муз. об­ра­зо­ва­ния в Бра­зи­лии. В хо­де за­те­ян­ной им ре­фор­мы раз­ра­бо­тал строй­ную сис­те­му дет­ско­го муз. об­ра­зо­ва­ния (при­да­вал боль­шое зна­че­ние хо­ро­во­му пе­нию, счи­тая его фун­да­мен­том проф. обу­че­ния). В 1942 ор­га­ни­зо­вал Нац. конс. хо­ро­во­го пе­ния. В 1945 по его ини­циа­ти­ве от­кры­лась Браз. ака­де­мия му­зы­ки в Рио-де-Жа­ней­ро, В.-Л. был её бес­смен­ным пре­зи­ден­том. Как ди­ри­жёр кон­цер­ти­ро­вал в Бра­зи­лии, Ев­ро­пе и США, ис­пол­няя гл. обр. свои собств. со­чи­не­ния. В ран­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва ис­пы­тал влия­ние ве­риз­ма. Для со­чи­не­ний 1910 – сер. 1920-х гг. ха­рак­тер­но со­че­та­ние им­прес­сио­низ­ма и эле­мен­тов браз. муз. фольк­ло­ра (2 фп. сюи­ты «Мир ре­бён­ка», фп. цикл «Си­ран­ды»). Ори­ги­наль­ный стиль В.-Л. окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­вал­ся в его 14 «шо­рос» (по назв. браз. гор. ан­самб­лей) для раз­ных ин­ст­ру­мен­тов (вклю­чая ги­та­ру и сак­со­фон), хо­ра и сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра (1929). «Шо­рос» при­нес­ли ком­по­зи­то­ру ми­ро­вую из­вест­ность. В 1930–40-х гг. ис­пы­тал влия­ние не­оклас­си­циз­ма, так­же пе­ре­ос­мыс­лив его в нац. ду­хе. С наи­боль­шей пол­но­той эта творч. тен­ден­ция про­яви­ла се­бя в цик­ле «Бра­зиль­ские ба­хиа­ны» (все­го 9 сю­ит для раз­ных ин­ст­ру­мен­тов, хо­ра, сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра; 1930–45). Так, в «ба­хиа­не» № 1 Пре­лю­дия на­пи­са­на в ха­рак­те­ре мо­ди­ньи (нар. ли­рич. пес­ня), Ин­тро­дук­ция име­ет под­за­го­ло­вок «Эм­бо­ла­да» (шу­точ­ная пес­ня-ско­ро­го­вор­ка); часть пьес в ка­ж­дой сюи­те яв­ля­ет­ся сти­ли­за­ци­ей ба­роч­ных жан­ров (ария, фан­та­зия, ток­ка­та и т. д.). Са­мые по­пу­ляр­ные со­чи­не­ния В.-Л. – Ария-кан­ти­ле­на из «ба­хиа­ны» № 5 (для со­пра­но и 8 вио­лон­че­лей, 1945), струн­ные квар­те­ты №1 и №5 (1915, 1931) и Кон­церт для ги­та­ры с ор­ке­ст­ром (1951). «Прак­ти­че­ское ру­ко­вод­ство для изу­че­ния фольк­ло­ра» (т. 1–6, 1932) – сво­его ро­да эн­цик­ло­пе­дия муз.-­по­этич. фольк­ло­ра Бра­зи­лии.

Лит.: Шне­ер­сон Г. Па­мя­ти Вил­ла-Ло­бо­са // Со­вет­ская му­зы­ка. 1960. № 3; Пи­чу­гин П. Э. Вил­ла-Ло­бос // Там же. 1962. № 5; Pep­percorn L. M. Villa-Lobos. L., 1989; idem. The world of Villa-Lobos in pictures and docu­ments. Aldershot, 1996.

Вернуться к началу