Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИВЕРТИСМЕ́НТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 726

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДИВЕРТИСМЕ́НТ, род при­клад­ной му­зы­ки, вклю­чаю­щий неск. жан­ро­вых раз­но­вид­но­стей. В 18 в. Д. (итал. diver­ti­men­to, букв. – раз­вле­че­ние, уве­се­ле­ние) – мно­го­ча­ст­ное ин­ст­ру­мен­таль­ное про­из­ве­де­ние раз­вле­ка­тель­но­го ха­рак­те­ра (у ком­по­зи­то­ров ман­гейм­ской шко­лы, Й. Гайд­на, М. Гайд­на, В. А. Мо­цар­та, ран­не­го Л. ван Бет­хо­ве­на). Раз­но­вид­но­сти Д. мог­ли но­сить на­зва­ния се­ре­на­да, кас­са­ция, нок­тюрн. Ис­пол­ни­тель­ский со­став не рег­ла­мен­ти­ро­ван (от соль­но­го ин­ст­ру­мен­та до ор­ке­ст­ра). Д. имел об­щие ис­то­ки с сим­фо­ни­ей, но, как пра­ви­ло, со­хра­нял при­зна­ки сюи­ты 17–18 вв. (обыч­но бо­лее 4 час­тей, мно­гие из ко­то­рых име­ют тан­це­валь­ный ха­рак­тер). В 19 в. вы­шел из упот­реб­ле­ния, ус­ту­пив ме­сто сим­фо­ни­че­ской сюи­те и по­пур­ри. Воз­ро­ж­де­ние жан­ра и на­име­но­ва­ния «Д.» про­изош­ло в 20 в., гл. обр. в муз. не­оклас­си­циз­ме (И. Ф. Стра­вин­ский), в му­зы­ке Б. Бар­то­ка (Ди­вер­тис­мент для струн­но­го ор­ке­ст­ра).

Лит.: Аберт Г. В. А. Мо­царт. 2-е изд. М., 1987. Ч. 1. Кн. 1; Gesellschaftsgebundenе in­strumentale Unterhaltungsmusik des 18. Jahr­hun­derts / Hrsg. von H. Unverricht. Tutzing, 1992.

Вернуться к началу