Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ДЮКА́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 476-477

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДЮКА́ (Dukas) Поль (Поль Аб­ра­ам) (1.10.1865, Па­риж – 17.5.1935, там же), франц. ком­по­зи­тор, муз. кри­тик и пе­да­гог, чл. Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств Фран­ции (1934). Сын бан­ки­ра. С 1882 учил­ся в Па­риж­ской конс. по клас­су фп. Ж. Мать­я­са, по клас­су ком­по­зи­ции Э. Ги­ро. 2-я Рим. премия за кан­та­ту «Вел­ле­да» (1888). С 1910 про­фессор Па­риж­ской конс. (до 1913 ор­ке­ст­ров­ка, с 1928 – ком­по­зи­ция), од­но­вре­мен­но с 1926 воз­глав­лял ка­фед­ру ком­по­зи­ции в Нор­маль­ной шко­ле (сре­ди уче­ни­ков – О. Мес­си­ан, Л. Пип­ков, Ю. Г. Крейн, Си-Син­хай). Влия­ни­ем Р. Ваг­не­ра и С. Фран­ка от­ме­че­ны его увер­тю­ра «По­ли­евкт» (по П. Кор­не­лю, 1891), Сим­фо­ния C-dur (1896), сра­зу во­шед­шие в ре­пер­ту­ар ве­ду­щих франц. ор­ке­ст­ров, а так­же фп. со­на­та es-moll (1900) и «Ва­риа­ции, ин­тер­лю­дия и фи­нал на те­му Ра­мо» (1903). Ми­ро­вое при­зна­ние Д. при­нес­ло сим­фо­нич. скер­цо «Уче­ник Ча­ро­дея» (по од­но­им. бал­ла­де И. В. Гё­те, 1897), бле­стя­щую ор­ке­ст­ров­ку ко­то­ро­го вы­со­ко це­нил Н. А. Рим­ский-­Кор­са­ков. Бо­га­тые ко­ло­ри­стич. на­ход­ки им­прес­сио­ни­ст­ской опе­ры «Ариа­на и Си­няя Бо­ро­да» (по од­но­им. пье­се М. Ме­тер­лин­ка; пост. в 1907, «Опе­ра-Ко­мик», Па­риж) по­лу­чи­ли раз­ви­тие в хо­рео­гра­фич. по­эме «Пе­ри» (на сю­жет др.-иран. ле­ген­ды, 1912, те­атр «Шат­ле», там же), по­свя­щён­ной пер­вой ис­пол­ни­тель­ни­це гл. ро­ли – ба­ле­ри­не Н. В. Тру­ха­но­вой (с А. П. Пав­ло­вой в гл. ро­ли – 1921, Па­риж­ская опе­ра). Со­чи­не­ния 1920-х гг. (по­эма «Жа­ло­ба фав­на в от­да­ле­нии», «Ал­лег­ро» для фп., ро­манс «Amours» на сло­ва П. де Рон­са­ра и др.) от­ли­ча­ют­ся пси­хо­ло­гиз­мом, утон­чён­но­стью гар­мо­ний, от­час­ти воз­ро­ж­да­ют ста­рин­ную сти­ли­сти­ку. Мн. поч­ти за­кон­чен­ные про­из­ве­де­ния (в т. ч. со­на­та для скрип­ки и фп.) бы­ли унич­то­же­ны ком­по­зи­то­ром. Влия­ние его му­зы­ки (гл. обр. гар­мо­нии и ин­ст­ру­мен­тов­ки) ис­пы­та­ли мн. ком­по­зи­то­ры 20 в. (И. Ф. Стра­вин­ский, А. фон Цем­лин­ский и др.).

Со­труд­ни­чал как муз. кри­тик в пе­рио­дич. из­да­ни­ях «Revue heb­do­ma­dai­re», «Chro­nique des Arts», «Le Quotidien» и др., ав­тор бо­лее 330 ста­тей. Од­ним из пер­вых во Фран­ции оце­нил зна­че­ние твор­че­ст­ва М. П. Му­сорг­ско­го.

Соч.: Les écrits de P. Dukas sur la musique. P., 1948; Correspondance / Établi par G. Fav­re. P., 1971; Ста­тьи и ре­цен­зии ком­по­зи­то­ров Фран­ции. Кон. XIX – на­ча­ло XX в. Л., 1972. С. 218–345.

Лит.: Крейн Ю. П. Дю­ка // Со­вет­ская му­зы­ка. 1935. № 9; он же. Вспо­ми­ная Дю­ка // Там же. 1959. № 10; Favre G. P. Dukas. Sa vie et ses œuvres. P., 1948; idem. L’œuvre de P. Dukas. P., 1969; Palaux-Simonnet B. P. Du­kas, ou Le musicien-sorcier. Gen., 2001.

Вернуться к началу