Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КАДЕ́НЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 375

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Холопов, С. Н. Лебедев
1. Полные (А), половинные (Б) и прерванные (В) каденции в тональности до-мажор (C-dur).

КАДЕ́НЦИЯ (итал. cadenza, от лат. ca­dens, род. п. cadentis – па­даю­щий, окан­чи­ваю­щий­ся), 1) гар­мо­нич. или ме­ло­дич. обо­рот, за­вер­шаю­щий муз. по­строе­ние. На­зы­ва­ет­ся так­же ка­дан­сом (франц. cadence). В ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти (с 17 в.) в К. обыч­но со­че­та­ют­ся мет­ро­рит­мич. опор­ность (напр., мет­рич. ак­цент в 4-м или 8-м так­те про­сто­го пе­рио­да) и ос­та­нов­ка гар­мо­нич. дви­же­ния на то­ни­ке (T), до­ми­нан­те (D), ино­гда на суб­до­ми­нан­те (S). Пол­ные К. (с окон­ча­ни­ем на T) мо­гут быть со­вер­шен­ны­ми (Т в ме­ло­дич. по­ло­же­нии при­мы, в тя­жё­лом так­те, по­сле D или S, в осн. ви­де, а не в об­ра­ще­нии) и не­со­вер­шен­ны­ми (ес­ли хо­тя бы од­но из этих ус­ло­вий не со­блю­да­ет­ся). На гра­нях по­строе­ний воз­мож­ны так­же по­ло­вин­ные К. (с окон­ча­ни­ем на D, ред­ко S) и пре­рван­ные (из­бе­га­ние ожи­дае­мой ос­та­нов­ки на то­ни­ке):

2. Фригийская каденция. А. Корелли. Кончерто гроссо ор. 6 № 3. Grave.

По функ­цио­наль­но­му со­ста­ву раз­ли­ча­ют К. ав­тен­ти­че­ские (D и T) и пла­галь­ные (S и T), по ме­сто­по­ло­же­нию в муз. фор­ме – сре­дин­ные, за­клю­чи­тель­ные и до­пол­ни­тель­ные. К., сов­па­даю­щая с на­ча­лом сле­дую­ще­го по­строе­ния, на­зы­ва­ет­ся втор­гаю­щей­ся. Клас­си­фи­ка­ция ви­дов К. при­над­ле­жит Ж. Ф. Ра­мо, ко­то­рый тео­ре­ти­че­ски обос­но­вал сис­те­му гар­мо­нии че­рез ана­лиз её яд­ра – ав­тен­ти­чес­кой К. Осо­бый вид за­клю­чит. К. в му­зы­ке 17–18 вв. – фри­гий­ская К. (ос­та­ток ре­нес­санс­но­го фри­гий­ско­го ла­да; см. Цер­ков­ные ла­ды). К. В му­зы­ке 20 в. смы­сло­вой эф­фект К. мо­жет дос­ти­гать­ся сред­ст­ва­ми но­вой гар­мо­нии.

3. Монодические каденции. Г. де Машо. «Ле утешения».

Гар­мо­нич. ти­пу К. ис­то­ри­че­ски пред­ше­ст­во­ва­ли мо­но­ди­че­ские К.: в ср.-век. псал­мо­дии – ме­диа­ция (лат. mediatio, сре­дин­ная К.) и тер­ми­на­ция (лат. ter­mi­natio, за­клю­чи­тель­ная К.); в свет­ской му­зы­ке позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья (бал­ла­дах, бал­ла­тах, ле, ви­ре­ле) – от­кры­тая (франц. ouvert, итал. aperto) и за­кры­тая (франц. clos, итал. chiuso). В мно­го­го­лос­ной му­зы­ке позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния (до 17 в.) при­ме­ня­лись мо­даль­но-гар­мо­нич. К. (см. Мо­даль­ность в му­зы­ке и илл. 1 к ст. Гар­мо­ния), из них наи­бо­лее ха­рак­тер­ная и уз­на­вае­мая – го­тическая К. (тер­мин М. А. Са­по­но­ва). В муз. ком­по­зи­ци­ях про­сле­жи­ва­ет­ся ка­ден­ци­он­ный план с ос­та­нов­ка­ми на ме­ст­ных ус­то­ях – сту­пе­нях диа­то­нич. зву­ко­ря­да.

4. Готическая каденция 14–15 вв.

2) Вир­ту­оз­ное со­ло в во­каль­ной пье­се (арии) или ин­ст­ру­мен­таль­ном кон­цер­те (фан­та­зия на те­мы кон­цер­та). Пер­во­на­чаль­но К. им­про­ви­зи­ро­ва­лись ис­пол­ни­те­ля­ми, с кон. 18 в. за­пи­сы­ва­лись са­ми­ми ком­по­зи­то­ра­ми (на­чи­ная с кон­цер­тов В. А. Мо­цар­та и Л. ван Бет­хо­ве­на). Но­вые К. к клас­сич. кон­цер­там со­чи­ня­лись и в 19–20 вв. (ка­ден­ции Бет­хо­ве­на, И. Н. Гум­ме­ля, Ш. Гу­но, И. Брам­са, К. Рей­не­ке, Н. И. Го­лу­бов­ской, А. Г. Шнит­ке и др. к кон­цер­там Мо­цар­та).

Лит.: 1) Casella A. L’Evoluzione della musica a traverso la storia della cadenza perfetta. L., 1924; Ри­ман Г. Сис­те­ма­ти­че­ское уче­ние о мо­ду­ля­ции… М., 1929; Eberlein R. Kaden­zwahr­nehmung und Kadenzgeschichte: ein Beitrag zu einer Grammatik der Musik. Fr./M.; N. Y., 1992. См. так­же лит. при ст. Гар­мо­ния. 2) Ба­ду­ра-Ско­да Е., Ба­ду­ра-Ско­да П. Ин­тер­пре­та­ция Мо­цар­та. М., 1972; Whitmore P. Un­premeditated art: the cadenza in the classical keyboard concerto. Oxf.; N. Y., 1991.

Вернуться к началу