Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КАЗЕ́ЛЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 445

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А. Казелла. Портрет работы художника Дж. Де Кирико. 1924.

КАЗЕ́ЛЛА (Casella) Альф­ре­до (25.7.1883, Ту­рин – 5.3.1947, Рим), итал. ком­по­зи­тор, пиа­нист, ди­ри­жёр, му­зы­ко­вед, об­ществ. дея­тель. В 1896–1902 учил­ся в Па­риж­ской конс. у Г. Фо­ре (ком­по­зи­ция), Л. Дье­ме­ра (фп.), К. Ле­ру (тео­рия му­зы­ки). Га­ст­ро­ли­ро­вал как пиа­нист во мн. стра­нах Ев­ро­пы (с 1907 не­од­но­крат­но в Рос­сии). В 1915–22 и с 1932 проф. по клас­су фп. в ли­цее (позд­нее в ака­де­мии) «Сан­та-Че­чи­лия» в Ри­ме. В 1933 (вме­сте с Д. На­по­ле­та­но) ос­но­вал Муз. ака­де­мию в Не­апо­ле. В 1917 вме­сте с Дж. Ф. Ма­липь­е­ро, О. Рес­пи­ги, М. Кас­тель­нуо­во-Те­де­ско и др. итал. ком­по­зи­то­ра­ми ор­га­ни­зо­вал Италь­ян­ское об-во совр. му­зы­ки (су­ще­ст­во­ва­ло до 1919), в кон­цер­тах ко­то­ро­го ус­пеш­но вы­сту­пал как ди­ри­жёр. В 1923 совм. с Ма­липь­е­ро и ком­по­зи­то­ром М. Лаб­ро­кой, при ак­тив­ной под­держ­ке Г. Д’Аннунцио, ос­но­вал Кор­по­ра­цию но­вой му­зы­ки (с 1928 от­де­ление Ме­ж­ду­нар. об-ва совр. му­зы­ки). С 1930 один из ху­дож. ру­ко­во­ди­те­лей Ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ля совр. му­зы­ки в Ве­не­ции. С 1932 при­ни­мал уча­стие в ра­боте вновь соз­дан­ной муз. ака­де­мии «Кид­жа­на» в Сие­не (вёл мас­тер-класс для пиа­ни­стов), в 1939 воз­гла­вил еже­год­ный муз. фес­ти­валь «Си­ен­ская му­зы­каль­ная не­де­ля». До 1913 в му­зы­ке К. про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние Фо­ре, рус. ком­по­зи­то­ров 19 в. (Сим­фо­ния № 1, 1906; ор­ке­ст­ров­ка фп. фан­та­зии «Ис­ла­мей» М. А. Ба­ла­ки­ре­ва, 1907), Г. Ма­ле­ра (Сим­фо­ния № 2, 1909). В ор­ке­ст­ро­вой рап­со­дии «Ита­лия» (1909) ис­поль­зо­вал ме­ло­дич. ма­те­ри­ал си­ци­лий­ских и не­апо­ли­тан­ских пе­сен. В 1913–20 ис­пы­тал влия­ние экс­прес­сио­низ­ма (9 пьес для фп. op. 24, 1914); од­но из са­мых яр­ких со­чи­не­ний это­го пе­рио­да – гро­те­ск­ная и на­сы­щен­ная дис­со­нан­са­ми Со­на­ти­на для фп. op. 28 (1916). С сер. 1920-х гг. в со­чи­не­ни­ях К. за­мет­ны чер­ты не­оклас­си­циз­ма и не­оба­рок­ко: «Скар­лат­тиа­на» для фп. и ма­ло­го ор­ке­ст­ра, «Рим­ский кон­церт» для ор­ке­ст­ра и ор­га­на, опе­ра «Жен­щи­на-змея» (по К. Гоц­ци, Рим, 1932). По­пав под влия­ние идей итал. на­циз­ма, в муз. мис­те­рии «Ис­ку­ше­ние в пус­ты­не» («Il de­serto tentato», Фло­рен­ция, 1937) в сим­во­лич. фор­ме про­сла­вил абис­син­скую во­ен. кам­па­нию Б. Мус­со­ли­ни.

Ав­тор мо­но­гра­фий о И. Ф. Стра­вин­ском (1926), И. С. Ба­хе (1942), Л. ван Бет­хо­ве­не (1949), ме­муа­ров (1941), ис­сле­до­ва­ния «Эво­лю­ция му­зы­ки сквозь приз­му ис­то­рии со­вер­шен­ной ка­ден­ции» (1924), учеб­ни­ка «Тех­ни­ка со­вре­мен­но­го ор­ке­ст­ра» (совм. с В. Мор­та­ри, 1950), мн. ста­тей.

С 1952 в Не­апо­ле про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. кон­курс пиа­ни­стов им. А. Ка­зел­лы.

Лит.: Гле­бов И. [Асафь­ев Б. В.]. Ка­зел­ла. Л., 1927; Cortese L. A. Casella. Genova, 1935; Mila M. La donna serpente di A. Casella. Mil., 1942; Caponigro M. A. Il carteggio A. Ca­sella – D’Annunzio // Italianistica. 1972. Vol. 1. № 2; Catalogo critico del Fondo A. Casella. Firenze, 1992. Vol. 1–3; A. Casella: gli anni di Parigi / A cura di R. Calabretto. Firenze, 1997.

Вернуться к началу