Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КА́ЙЗЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 460

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КА́ЙЗЕР (Keiser) Рай­нхард (кре­щён 12.1.1674, Тойхерн, близ Вай­сен­фель­са, Тю­рин­гия – 12.9.1739, Гам­бург), нем. ком­по­зи­тор. Из се­мьи ор­га­ни­ста. В 1685–92 учил­ся в Шко­ле при ц. Св. Фо­мы в Лейп­ци­ге. С 1694 при­двор­ный ка­мер-ком­по­зи­тор в Бра­ун­швай­ге, где по­ста­вил неск. сво­их опер. Не по­зд­нее 1697 пе­ре­брал­ся в Гам­бург, в 1703–09 был од­ним из ру­ко­во­ди­те­лей Гам­бург­ско­го опер­но­го те­ат­ра (см. Гам­бург­ская го­су­дар­ст­вен­ная опе­ра), для ко­то­ро­го соз­дал боль­шин­ство опер, в т. ч. «Клав­дий» (1703), «На­ву­хо­до­но­сор» (1704). В 1700–01 ка­пель­мей­стер ор­га­ни­зо­ван­ных им «Зим­них кон­цер­тов», иг­рав­ших за­мет­ную роль в муз. жиз­ни Гам­бур­га. Пос­ле фи­нан­со­во­го кра­ха гам­бург­ско­го те­ат­ра (1718) К. ра­бо­тал в Штут­гар­те, на­пи­сал неск. опер для Ко­пен­га­ге­на (по­лу­чил ти­тул дат­ско­го ко­ро­лев­ско­го ка­пель­мей­сте­ра). В 1723 вер­нул­ся в Гам­бург, где в 1728 сме­нил сво­его дру­га И. Мат­те­зо­на на по­сту кан­то­ра гор. со­бо­ра. В 1731 по­се­тил Рос­сию, где на­пи­сал «Рус­ские пес­ни с ва­риа­ция­ми» для 2 скри­пок и ба­са.

К. – вид­ней­ший нем. опер­ный ком­по­зи­тор эпо­хи ба­рок­ко, ав­тор ок. 70 опер (при его жиз­ни не пуб­ли­ко­ва­лись). Ран­ние опе­ры («Адо­нис», 1697, и др.) близ­ки опе­рам Ж. Б. Люл­ли, И. З. Кус­се­ра и А. Стеф­фа­ни, с 1700-х гг. скла­ды­вал­ся са­мо­быт­ный опер­ный стиль К. («Рим­ские вол­не­ния, или Ве­ли­ко­душ­ная Ок­та­вия», 1705; «Вы­со­ко­мер­ный, по­вер­жен­ный и вновь воз­вы­сив­ший­ся Крёз», 1711). В сво­ём твор­че­ст­ве К. объ­еди­нил нем. тра­ди­цию с луч­ши­ми до­сти­же­ния­ми опер­но­го ис­кус­ст­ва Ита­лии и Фран­ции. Опе­ры К. бы­ли по­пу­ляр­ны бла­го­да­ря ме­ло­дич. да­ру ком­по­зи­то­ра (Мат­те­зон на­зы­вал К. «ца­рём пе­ния»), мас­тер­ст­ву ре­чи­та­ти­ва, ис­кус­ной ор­ке­ст­ров­ке, сце­нич­но­сти. «Ве­ли­ко­душ­ная Та­ми­рис» (1717) – ран­ний об­ра­зец опе­ры-се­риа (без по­боч­ной ко­ме­дий­ной ин­три­ги). Хо­тя боль­шин­ст­во его опер на­пи­са­но на ми­фо­ло­гич. и ис­то­ри­ко-ле­ген­дар­ные сю­же­ты, К. пер­вым из нем. опер­ных ком­по­зи­то­ров об­ра­тил­ся к нар.-бы­то­вой те­ма­ти­ке («Гам­бург­ская яр­мар­ка, или Сча­ст­ли­вый об­ман», 1725, и др.). Ко­мич. опе­ра «За­бав­ный принц Йо­де­лет» (1726) по­ло­жи­ла на­ча­ло нац. тра­ди­ции в этом жан­ре. Ху­дож. на­ход­ки К. ока­за­ли не­по­средств. воз­дей­ст­вие на твор­че­ст­во Г. Ф. Ген­де­ля и пред­вос­хи­ти­ли дос­ти­же­ния И. А. Хас­се, К. В. Глю­ка и В. А. Мо­цар­та. Сре­ди др. со­чи­не­ний – «Нрав­ст­вен­ная за­ба­ва» («Ge­müths-Ergöt­zung», 7 кан­тат, 1698), 9 кан­тат (1713), «Му­зы­каль­ное зем­ное удо­воль­ст­вие, мо­раль­ные кан­та­ты» (1714); ора­то­рии, мес­сы, псал­мы.

Лит.: Wolff H. Chr. Die Ba­rockoper in Hamburg (1678–1738). Wol­fen­büt­tel, 1957. Bd 1–2; Zelm K. Die Opern R. Kei­sers. Münch., 1975; Meyer R. Die Hamburger Oper, 1678–1730. Millwood, 1984; Рол­лан Р. Опе­ра в Гер­ма­нии // Рол­лан Р. Му­зыкаль­но-ис­то­ри­че­ское на­сле­дие. М., 1986. Вып. 1; он же. Ис­то­ки опе­ры в Гер­ма­нии // Там же. М., 1987. Вып. 2; Koch K. P. R. Kei­ser: Leben und Werk. 2. Aufl. Ho­henmölsen, 2000.

Вернуться к началу