Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАМПРА́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 642

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Булычёва

КАМПРА́ (Campra) Ан­д­ре (кре­щён 4.12.1660, Экс-ан-Про­ванс – 29.6.1744, Вер­саль), франц. ком­по­зи­тор. Сын хи­рур­га – вы­ход­ца из Ита­лии, скри­па­ча-лю­би­те­ля. С 1674 пел в хо­ре ц. Спа­си­те­ля в Экс-ан-Про­ван­се. По­лу­чил тео­ло­гич. об­ра­зо­ва­ние, в 1681 стал свя­щен­ни­ком. С 1681 ка­пель­мей­стер церк­вей в Ар­ле и Ту­лу­зе, в 1694–1700 – со­бо­ра Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри, в 1723–42 – Ко­ро­лев­ской ка­пел­лы в Вер­са­ле. Де­бю­ти­ро­вал как те­ат­раль­ный ком­по­зи­тор в 1697 («Ди­вер­тис­мент» в особ­ня­ке гер­цо­га Сюл­ли). В том же го­ду три­ум­фаль­ный ус­пех ему при­нес­ло про­из­ве­де­ние в но­вом жан­ре – опе­ра-ба­лет «Га­лант­ная Ев­ро­па» (либр. А. Уда­ра де Ла Мо­та, Па­риж­ская опе­ра); те­ма спек­так­ля – по­еди­нок Люб­ви и Рас­при, раз­во­ра­чи­ваю­щий­ся во Фран­ции, Ита­лии, Ис­па­нии и Ос­ман­ской им­пе­рии, со­от­вет­ст­вен­но на франц., итал., исп. и «ту­рец­ком» (ис­ко­вер­кан­ном фран­цуз­ском) язы­ках, при этом му­зы­ка ими­ти­ру­ет раз­ные нац. сти­ли. К. – ав­тор 9 ба­ле­тов, в т. ч. «Ве­не­ци­ан­ский кар­на­вал» (1699), «Му­зы» (1703), «Ве­не­ци­ан­ские празд­не­ст­ва» (1710; в один из ак­тов вклю­че­на не­боль­шая опе­ра «Ор­фей», на итал. яз.), «Ба­лет воз­рас­тов» (1718); 11 муз. тра­ге­дий, сре­ди ко­то­рых – «Тан­кред» (1702) и «Идо­ме­ней» (1712; вы­де­ля­ют­ся боль­шая сце­на ко­раб­ле­кру­ше­ния и тра­гич. фи­нал). По­сто­ян­ным либ­рет­ти­стом К. был А. Дан­ше (либ­рет­то «Идо­ме­нея» в даль­ней­шем лег­ло в ос­нову од­но­им. опе­ры В. А. Мо­цар­та). С 1702 ди­ри­жёр, с 1730 ру­ко­во­ди­тель Па­риж­ской опе­ры, бла­го­да­ря дос­ти­же­ни­ям в муз. те­ат­ре поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом дво­ра. С 1722 ка­пель­мей­стер прин­ца де Кон­ти (для не­го пи­сал ди­вер­тис­мен­ты, для спек­так­лей ие­зу­ит­ской кол­ле­гии – ин­тер­ме­дии). Один из круп­ней­ших ав­то­ров ду­хов­ной му­зы­ки, соз­дал бо­лее 100 мо­те­тов, мес­су (1699), ре­к­ви­ем (1722). В чис­ле др. со­чи­не­ний – свет­ские кан­та­ты, пес­ни. Сре­ди уче­ни­ков – ком­по­зи­то­ры А. К. Де­туш и М. де Ла Барр.

Его брат Жо­зеф Кам­пра (1662–1744), му­зы­кант ор­ке­ст­ра Па­риж­ской опе­ры, ав­тор пе­сен, сце­нич. ди­вер­тис­мен­тов (му­зы­ка уте­ря­на).

Лит.: Baker A. The church music of A. Cam­p­ra. Toronto, 1977. Vol. 1–2; Vollen G. E. The french cantata: a survey and thematic catalog. Ann Arbor, 1982; Gorce J. de la. L’Opéra а̀ Pa­ris au temps de Louis XIV. P., 1992; A. Camp­ra а̀ Versailles. Versailles, 1993; Barthélémy M. Campra: étude biographique et musicologique. Arles, 1995; Бу­лы­че­ва А. В. Са­ды Ар­ми­ды: Му­зы­каль­ный те­атр фран­цуз­ско­го ба­рок­ко. М., 2004.

Вернуться к началу