Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КАНТА́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 748

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАНТА́ТА (итал. cantata, от canto – петь), муз. про­из­ве­де­ние для пев­ца-со­лис­та (од­но­го или не­сколь­ких) и/или хо­ра в со­про­во­ж­де­нии ин­ст­ру­мен­тов, в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев мно­го­ча­ст­ное. От ора­то­рии (где хор обя­за­те­лен) К. от­ли­ча­ет­ся раз­но­об­ра­зи­ем те­ма­ти­ки (из­на­чаль­но – свет­ской) и, как пра­ви­ло, мень­ши­ми раз­ме­ра­ми. В по­этич. от­но­ше­нии К. пред­став­ля­ет со­бой круп­ное сти­хотв. про­из­ве­де­ние, обыч­но в ви­де че­ре­дую­щих­ся арий, ре­чи­та­ти­вов и хо­ров, на­пи­сан­ных раз­ны­ми мет­ра­ми. По­этич. К. дос­тиг­ла рас­цве­та в эпо­хи ба­рок­ко и клас­си­циз­ма (Ж. Б. Рус­со, К. В. Рам­лер). В чис­ле рус. по­этов, об­ра­щав­ших­ся к жан­ру К., – Г. Р. Дер­жа­вин («Лю­би­те­лю ху­до­жеств», 1791; «Пер­сей и Ан­дро­ме­да», 1807), А. С. Пуш­кин («Ле­да», 1814).

Исторический очерк

Пер­вое упо­ми­на­ние К. – у итал. ком­по­зи­то­ра А. Гран­ди («Can­tade et arie», 1620). Тер­мин «К.», от­но­ся­щий­ся к во­каль­ной му­зы­ке, в нач. 17 в. про­ти­во­пос­тав­лял­ся тер­ми­ну «со­на­та» (т. е. ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке); пре­об­ла­да­ла од­но­ча­ст­ная раз­но­вид­ность К. – «ко­рот­кая ари­ет­та» (arietta corta) для го­ло­са в со­про­во­ж­де­нии бас­со кон­ти­нуо. У Дж. Ка­рис­си­ми, М. А. Чес­ти, А. Стра­дел­лы, А. Стеф­фа­ни по­лу­чи­ла пер­вен­ст­во «мно­го­ча­ст­ная ария» (aria di più parte), в ко­то­рой че­ре­до­ва­лись ре­чи­та­тив­ные, ари­оз­ные раз­де­лы и соб­ст­вен­но арии (раз­ли­чия ме­ж­ду ари­ей и ре­чи­та­ти­вом не бы­ли чёт­ко вы­яв­ле­ны, од­на­ко их про­ти­во­пос­тав­ле­ние об­на­ру­жи­ва­ет­ся в кан­та­тах Б. Фер­ра­ри, 1633–1641). На раз­ви­тие К. ока­за­ли воз­дей­ст­вие опе­ра и ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка. В К. ком­по­зи­то­ров не­апо­ли­тан­ской шко­лы ут­вер­ди­лось ор­ке­ст­ро­вое со­про­во­ж­де­ние. В твор­че­ст­ве А. Скар­лат­ти бы­ла вы­ра­бо­та­на 4-ча­ст­ная схе­ма: ре­чи­та­тив – ария – ре­чи­та­тив – ария (встре­ча­ют­ся К. с мень­шим и боль­шим чис­лом час­тей), на­ме­тил­ся кон­траст риф­мо­ван­ных тек­стов арий и не­риф­мо­ван­ных – ре­чи­та­ти­вов. В этом ва­ри­ан­те К. пред­став­ле­на у Дж. Б. Бо­нон­чи­ни, Дж. Бас­са­ни, Б. Строц­ци, Т. Аль­би­но­ни, А. Лот­ти, А. Ви­валь­ди, Б. Мар­чел­ло. Тра­ди­ция ба­роч­ной К. удер­жи­ва­лась вплоть до 19 в.

Нем. К. 17–18 вв., в от­ли­чие от италь­ян­ской, раз­ви­ва­лась гл. обр. как цер­ков­ная (упот­ре­би­тель­ные на­зва­ния – нем. Kirchenstück, Kirchenmusik). В чис­ле тек­сто­вых ис­точ­ни­ков нем. К. – Биб­лия, ав­тор­ская ду­хов­ная по­эзия, про­тес­тант­ский хо­рал. Сре­ди ком­по­зи­то­ров 17 в., об­ра­щав­ших­ся к жан­ру К., – А. Хам­мер­шмидт, И. Г. Але, Д. Бук­сте­ху­де, И. Ф. Кри­гер, Ф. Э. Нидт. Раз­ви­тие нем. К. 18 в. про­хо­ди­ло под воз­дей­ст­ви­ем по­этич. ре­фор­мы Э. Ной­май­сте­ра. Он соз­дал тек­сты К., объ­е­ди­нён­ные в неск. цик­лов, ре­ко­мен­до­вал для арий фор­му да ка­по (см. в ст. Ария). К К. это­го ти­па, со­че­тав­шим биб­лей­ские тек­сты, хо­раль­ные стро­фы, ре­чи­та­ти­вы и арии, об­ра­ти­лись, в ча­ст­но­сти, Г. Ф. Те­ле­ман и И. С. Бах, в твор­че­ст­ве ко­то­ро­го го­дич­ные цик­лы К. за­ня­ли центр. ме­сто. Ба­хом на­пи­са­ны сот­ни ду­хов­ных К. (зна­чит. часть их уте­ря­на, со­хра­ни­лось ок. 200), пред­на­зна­чен­ных для цер­ков­ных празд­ни­ков и вос­крес­ных бо­го­слу­же­ний. Они раз­но­об­раз­ны по со­ста­ву ис­пол­ни­те­лей (для хо­ра и со­лис­тов, для од­но­го хо­ра, толь­ко для со­лис­тов, для од­но­го го­ло­са с ор­ке­ст­ром) и по со­дер­жа­нию. В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев они вклю­ча­ют ре­чи­та­ти­вы и за­вер­ша­ют­ся хо­раль­ной стро­фой. Мно­гие свои цер­ков­ные кан­та­ты Бах (в тра­ди­ции 17 в.) на­зы­вал «кон­цер­та­ми», «мо­те­та­ми», «диа­ло­га­ми», при­бе­гая так­же к ин­ди­ви­ду­аль­ным на­име­но­ва­ни­ям, напр. «Actus tragicus» (к этим со­чи­не­ни­ям тер­мин «К.» был при­ме­нён из­да­те­ля­ми Ба­хов­ско­го об-ва, а не са­мим ком­по­зи­то­ром). По об­раз­но­му бо­гат­ст­ву и раз­но­об­ра­зию ком­по­зи­ци­он­ных ре­ше­ний его К. – вер­шин­ное до­сти­же­ние жан­ра. Свет­ская нем. К., в осо­бен­но­сти соль­ная, сфор­ми­ро­ва­лась на ру­бе­же 17–18 вв. под влия­ни­ем итал. об­раз­цов и бы­ла тес­но свя­за­на с опе­рой («Нрав­ствен­ная за­ба­ва» Р. Кай­зе­ра, 1698; со­чи­не­ния И. Д. Хай­ни­хе­на, Те­ле­ма­на, И. А. Хас­се, И. Г. Грау­на, Г. Ф. Ген­де­ля). Ок. 20 свет­ских К. при­над­ле­жат так­же Ба­ху (са­мые из­вест­ные – «Кре­сть­ян­ская», «Ко­фей­ная», «Феб и Пан»). С сер. 18 в. в соль­ных К. ча­ще ис­поль­зу­ют­ся нем. тек­сты, в ме­ло­ди­ке про­сту­па­ют чер­ты пе­сен­но­сти (про­из­ве­де­ния И. Ф. Кирн­бер­ге­ра, аб­ба­та Г. Й. Фог­ле­ра и др.), воз­ни­ка­ют свое­об­раз­ные про­ме­жу­точ­ные, сме­шан­ные фор­мы – пе­сен­ная К. («Lied-Kantate»), кан­тат­ная пес­ня («Kantatenlied»). Свет­ская К. иг­ра­ла боль­шую роль во Фран­ции 17–18 вв. (со­чи­не­ния Н. Бер­нье, М. А. Шар­пан­тье, А. Кам­пра, Л. Н. Кле­рам­бо, Ж. Ф. Ра­мо), а так­же во вре­мя ре­во­лю­ции 18 в. (мно­го про­из­ве­де­ний это­го ро­да соз­да­ли Ф. Гос­сек, Л. Ке­ру­би­ни, Ж. Ф. Ле­сю­эр, Э. Ме­гюль).

К кон. 18 в. жанр К. под воз­дей­ст­ви­ем про­све­ти­тель­ской кри­ти­ки стал вос­при­ни­мать­ся как ана­хро­низм; это­му спо­соб­ст­во­ва­ла так­же рас­ту­щая се­ку­ля­ри­за­ция му­зы­ки, вы­тес­не­ние ста­рых, цер­ков­ных жан­ров но­вы­ми, кон­церт­ны­ми, а так­же раз­ви­тие опе­ры. Хо­ро­вой стиль «ма­сон­ских» кан­тат В. А. Мо­цар­та бо­лее прост, чем в его же мес­сах и Ре­к­вие­ме. Л. ван Бет­хо­ве­ну при­над­ле­жит К. «Мор­ская тишь и Сча­ст­ли­вое пла­ва­ние» (на сти­хи И. В. Гё­те, 1815); фи­нал его 9-й сим­фо­нии (на текст «Оды к ра­до­сти» Ф. Шил­ле­ра, 1823) так­же сбли­жа­ет­ся по фор­ме с К. В му­зы­ке ком­по­зи­то­ров-ро­ман­ти­ков жанр К. пред­став­лен лишь не­мно­ги­ми зна­чит. со­чи­не­ния­ми: «По­бед­ная песнь Мирь­ям» Ф. Шу­бер­та (на текст Ф. Гриль­пар­це­ра, 1828), «Смерть Сар­да­на­па­ла» Г. Бер­лио­за (по Дж. Бай­ро­ну, 1830), «Пер­вая Валь­пур­гие­ва ночь» Ф. Мен­дель­со­на (по Гё­те, 1832), «Ри­наль­до» И. Брам­са (на текст Гё­те, 1868). В этих и по­доб­ных им К. ис­поль­зу­ют­ся вы­ра­зит. сред­ст­ва, ти­пич­ные для ро­ман­тич. опе­ры. Мн. хо­ро­вые про­из­ве­де­ния с ор­ке­ст­ром, не дос­ти­гаю­щие мас­шта­бов ора­то­рии, но пре­вос­хо­дя­щие по раз­ме­рам про­стые пес­ни, мо­гут быть при­чис­ле­ны к жан­ру К. (напр., «Брат­ская тра­пе­за апо­сто­лов» Р. Ваг­не­ра, 1843; «Три­ум­фаль­ная песнь» и «Песнь судь­бы» Брам­са, обе 1871).

В Рос­сии 18 в. К. со­став­ля­ли часть ре­пер­туа­ра кре­по­ст­ных хо­ро­вых ка­пелл; сре­ди ав­то­ров ду­хов­ных К. – Дж. Сар­ти («По­ми­луй мя, Бо­же»), в ка­че­ст­ве при­вет­ст­вен­ных К. не­ред­ко ис­пол­ня­лись хо­ро­вые но­ме­ра из опер. В 19 в. к жан­ру К. об­ра­ща­лись П. И. Чай­ков­ский, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, М. И. Ба­ла­ки­рев, А. К. Гла­зу­нов, од­на­ко К. не иг­ра­ла пер­во­сте­пен­ной ро­ли в их твор­че­ст­ве. Вы­даю­щие­ся об­раз­цы жан­ра – «Ио­анн Да­ма­скин» (1884) и «По про­чте­нии псал­ма» (1915) С. И. Та­нее­ва. В 20 в. воз­ник­ли мно­го­об­раз­ные раз­но­вид­но­сти К., в т. ч. про­из­ве­де­ния, вос­соз­даю­щие ста­рин­ную кон­тра­пунк­тич. тех­ни­ку на ос­но­ве до­де­ка­фо­нии (3 кан­та­ты А. Ве­бер­на на сти­хи Х. Йо­не, 1935–43), ори­ги­наль­ные жан­ро­вые раз­но­вид­но­сти К. («три­ум­фы» К. Ор­фа), ка­мер­ные К. («Cantata profa­na» Б. Бар­то­ка, 1930; ряд со­чи­не­ний П. Хин­де­ми­та). Слия­ние кан­тат­но-ора­то­ри­аль­но­го и сим­фо­нич. жан­ров, за­мет­ное в твор­че­ст­ве Г. Ма­ле­ра (сим­фо­ния-кан­та­та «Песнь о зем­ле», 1909), С. В. Рах­ма­ни­но­ва (к жан­ру К. близ­ка его по­эма «Ко­ло­ко­ла», 1913), уг­луб­ля­ет­ся в ря­де сим­фо­ний Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча. К жан­ру К. об­ра­ща­лись так­же С. С. Про­кофь­ев («К 20-ле­тию Ок­тяб­ря», 1937; «Алек­сандр Нев­ский», 1939), Ю. А. Ша­по­рин (сим­фо­ния-кан­та­та «На по­ле Ку­ли­ко­вом», 1939), Г. В. Сви­ри­дов («По­эма па­мя­ти Сер­гея Есе­ни­на», 1956; «Ве­сен­няя кан­та­та», 1972), Р. К. Щед­рин («Бю­ро­кра­тиа­да», 1963), Э. В. Де­ни­сов («Солн­це ин­ков», 1964), С. А. Гу­бай­ду­ли­на («Ночь в Мем­фи­се», 1968; «Ру­бай­ят», 1969; «Те­перь все­гда сне­га», 1993) и др. отеч. ком­по­зи­то­ры.

Лит.: Lange M. Die Anfänge der Kantate. Dresden, 1938; Кел­дыш Ю. В. Ора­то­рия, кан­та­та // Очер­ки со­вет­ско­го му­зы­каль­но­го твор­че­ст­ва. М.; Л., 1947. Т. 1; Хох­лов­ки­на A. А. Со­вет­ская ора­то­рия и кан­та­та. М., 1955; Ши­ри­нян Р. К. Ора­то­рия и кан­та­та. М., 1960; Schmitz E. Geschichte der weltlichen So­lo­kan­tate. Wiesbaden, 1966; Jakоby R. Die Kantate. Köln, 1968; Dürr A. Die Kantaten von J. S. Bach. Kassel u. a., 1971; Rose G. The Italian can­tata of the baroque period // Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen. Bern; Münch., 1973; Konold W. Weltliche Kantaten im 20. Jahr­hundert. Wolfenbüttel; Z., 1975; Nys C. de. La cantate. P., 1980; Mioli P. A voce sola: studi sulla cantata italiana del XVII secolo. Firenze, 1988. Vol. 1; Goodall R. Eighteenth-century English secular cantatas. N. Y., 1989; Märker M. Die protestantische Dialog­kompo­sition in Deutschland zwischen H. Schütz und J. S. Bach: eine stilkritische Studie. Köln, 1995; Tunley D. The eighteenth-century French can­tata. 2nd ed. Oxf.; N. Y., 1997.

Вернуться к началу