Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КАНЧЕ́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 7

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАНЧЕ́ЛИ Гия Алек­сан­д­ро­вич (р. 10.8.1935, Тиф­лис), груз. ком­по­зи­тор, нар. арт. СССР (1988). В 1959 окон­чил гео­ло­гич. ф-т Тби­лис­ско­го ун-та, в 1963 – Тби­лис­скую конс. по клас­су ком­по­зи­ции И. И. Тус­кии. В 1970–77 пре­по­да­вал в конс. ин­ст­ру­мен­тов­ку, в 1971–90 зав. муз. ча­стью Груз. драм. те­ат­ра им. Ш. Рус­та­вели, с 1974 ру­ко­во­ди­тель Объ­еди­не­ния мо­ло­дых ком­по­зи­то­ров Гру­зии, с 1984 1-й сек­ре­тарь прав­ле­ния СК Груз. ССР, с 1986 сек­ре­тарь прав­ле­ния СК СССР. С 1991 жил в Бер­ли­не, с 1995 – в Ан­твер­пе­не (был при­гла­шён Фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ром Флан­д­рии в ка­че­ст­ве ком­по­зи­то­ра). Со­чи­не­ния К. ис­пол­ня­ли М. Л. Рос­тро­по­вич, Ю. А. Баш­мет, В. Т. Спи­ва­ков, Г. Кре­мер, Дж. И. Ка­хид­зе и др. вид­ные му­зы­кан­ты.

Один из круп­ней­ших совр. ком­по­зи­то­ров. Для му­зы­ки К. ха­рак­тер­ны ощу­ще­ние за­мед­лен­но­го те­че­ния вре­ме­ни, «раз­ре­жен­ность» зву­ко­во­го про­стран­ст­ва, пре­об­ла­да­ние кон­со­нант­ных зву­ча­ний. Муз. язык, на­ря­ду с чер­та­ми джа­за, со­но­ри­ки, во­брал в се­бя эле­мен­ты ар­ха­ич. пла­стов груз. фольк­ло­ра, груз. ду­хов­ной му­зы­ки. Зна­чит. ме­сто в твор­че­ст­ве за­ни­ма­ет сим­фо­нич. му­зы­ка (7 сим­фо­ний, 1967–86; в т. ч. 4-я – «Па­мя­ти Ми­ке­ланд­же­ло», 1975, Гос. пр. СССР, 1976). Ав­тор опе­ры «Му­зы­ка для жи­вых» (1984, Тби­ли­си), «ли­тур­гии для боль­шо­го ор­ке­ст­ра и аль­та со­ло» «Оп­ла­кан­ные вет­ром» (1988), цик­ла «Жизнь без Ро­ж­де­ст­ва» («Ут­рен­ние мо­лит­вы» для ка­мер­но­го ор­ке­ст­ра и маг­ни­то­фон­ной лен­ты, 1990; «Днев­ные мо­лит­вы» для 19 ин­ст­ру­мен­тов, дет­ско­го го­ло­са и клар­не­та со­ло; «Ве­чер­ние мо­лит­вы» для ка­мер­но­го ор­ке­ст­ра и 8 аль­тов, оба – 1991; «Ноч­ные мо­лит­вы» для струн­но­го квар­те­та и маг­ни­то­фон­ной лен­ты, 1994); «Exil» (для со­пра­но и ка­мер­но­го ор­ке­ст­ра, 1994), «Стикс» (для аль­та, сме­шан­но­го хо­ра и ор­ке­ст­ра, 1999), «In l’istesso tempo» (для фп. квар­те­та, 1997), «От­пе­чат­ки паль­цев» (для ор­ке­ст­ра, 2002). Со­чи­ня­ет му­зы­ку к спек­так­лям (сре­ди них – ко­ме­дия-во­де­виль «Ха­ну­ма», по пье­се А. Ца­га­ре­ли, реж. Г. А. Тов­сто­но­гов, БДТ, 1972; ста­ви­лась во мно­гих те­ат­рах СССР и за ру­бе­жом), по­сто­ян­но со­труд­ни­ча­ет с реж. Р. Р. Сту­руа («Кав­каз­ский ме­ло­вой круг» Б. Брех­та, Груз. дра­ма­тич. те­атр им. Ш. Рус­та­ве­ли, 1975; «Ри­чард III» У. Шек­спи­ра, там же, 1979, Гос. пр. Груз. ССР, 1981). Ав­тор му­зы­ки к филь­мам (все­го ок. 50): «Не го­рюй!», «Ми­ми­но», «Кин-дза-дза» (все – реж. Г. Н. Да­не­лия), «Жи­тие Дон Ки­хо­та и Сан­чо» (реж. Р. Д. Чхе­ид­зе).

Лит.: Зей­фас Н. Пес­но­пе­ния. О му­зы­ке Г. Кан­че­ли. М., 1991; она же. Ду­хов­ное по­сто­ян­ст­во: Ху­до­же­ст­вен­ный мир Г. Кан­че­ли // Му­зы­каль­ная ака­де­мия. 1993. № 1; она же. Порт­рет в диа­ло­ге. М., 2005.

Вернуться к началу