КЛАВЕСИ́Н
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛАВЕСИ́Н, чембало (франц. clavecin, от позднелатинского clavicymbalum – «клавишные цимбалы»; итал. cembalo), муз. струнно-клавишный инструмент. По принятой классификации – щипково-клавишный инструмент класса хордофонов. Механизм передачи от клавиши к струне состоит из т. н. толкачика (узкая дощечка длиной 10–25 см) и закреплённого в его верхней части язычка с плектром («пёрышком»; в прошлом вытачивался из вороньего пера), зацепляющим струну. Известен с 15 в. (первые описания и чертежи принадлежат Арно из Зволле, ок. 1445), с 16 в. распространён во всех странах Зап. Европы; расцвет клавесинной культуры – в кон. 16 – сер. 18 вв.
Обычно термин «К.» применяется к большим инструментам с корпусом крыловидной формы (отсюда нем. назв. инструмента Flügel – «крыло»), длиной 1,5–2,5 м. Клавиатура имеет такое же строение, как и у др. клавишных музыкальных инструментов, однако в инструментах 16 – нач. 18 вв. порядок чередования «диатонических» и «хроматических» клавиш в басовой части клавиатуры часто нарушен в связи с употреблением т. н. короткой октавы (с пропуском нот). К. может иметь 1 или 2 (реже 3) клавиатуры – мануала. Струны натянуты вдоль корпуса перпендикулярно клавиатуре, расположены горизонтальными рядами (обычно 2–3). В 16–17 вв. строились К. с педальной (ножной) клавиатурой, состоящей из 9–12 клавиш, связанных с басовой октавой мануала (собств. струн не имели). Каждый мануал управляет 1–2 рядами струн, которые могут использоваться вместе или по отдельности.
Разные ряды струн, вместе с управляющей ими механикой называемые регистрами, различаются по тембру и громкости, а иногда и по высоте. Регистры, высота звучания которых соответствует номиналу клавиш и нотной записи, принято называть, по аналогии с регистрами органа, 8-футовыми (сокр. обозначение 8’). Регистры, звучащие октавой выше написанного, называются 4-футовыми (4’) (струны 4-футового регистра примерно в 2 раза короче). Операция смены регистров производится обычно вручную (с помощью рычажков) во время игры. В К. 17–18 вв., имеющих более одной клавиатуры, обычно присутствует копуляция – устройство, которое обеспечивает механич. сцепление клавиатур (т. о., играя на одной из них, можно приводить в движение регистры, относящиеся к другой). Регистровка (выбор регистров и их комбинаций) имеет меньшее значение, чем на органе, что связано с более скромным набором регистров. В 18 в., однако, широко использовался принцип «террасообразной» динамики, в целом характерный для жанра инструментального концерта (напр., Итальянский концерт И. С. Баха, 1735): эффект достигается сопоставлением массивной звучности регистров нижнего мануала и прозрачной – верхнего.
Диапазон К. со временем менялся в сторону расширения: приблизительно от 3 октав в 15 в. до 5 октав в сер. 18 в. Системы темперации – те же, что на органе и др. клавишных инструментах того времени. Кроме того, авторы 16–17 вв. (Н. Вичентино, М. Мерсенн, А. Кирхер) описывают К. с количеством более 12 клавиш в октаве (разные клавиши на «бемоли» и «диезы»), дающие возможность игры во всех тональностях в чистом и среднетоновом строях (большого распространения такие К. не получили ввиду особой сложности игры на них).
Совр. нотация клавесинной музыки в осн. не отличается от фортепианной. В 15–18 вв. виды клавирной нотации (т. н. табулатуры) были разнообразны (одни и те же употреблялись для всех клавишных инструментов), в них использовались нотные знаки, а также буквы (система соответствия букв нотам совпадала с современной) и цифры (было неск. систем нумерации клавиш); существовали и смешанные нотно-буквенные системы, напр. «старая немецкая табулатура», где верхний голос записывали нотами, а остальные – буквами. Расположение нот на 2 нотоносцах (для 2 рук) появилось ок. 1400 в пьесах «Кодекса из Фаэнцы» (Италия). Количество линеек в нотоносцах не было постоянным (их могло быть 6–8). Система из двух нотоносцев с 5 линейками каждый впервые появилась в печатном сб. «Frottole intabulate» А. Антико (1517, Рим), начиная с парижских изданий П. Аттеньяна (1529) она стала преобладающей во Франции, а со 2-й пол. 17 в. распространилась в др. странах Европы, постепенно вытеснив остальные.
Звук К. – со «взрывной» атакой, яркий при возникновении, но быстро затухающий. Громкость звука практически не зависит от силы и способа нажатия клавиши. Ограниченность возможностей динамич. нюансировки компенсируется в определённой степени разнообразием артикуляции. Руководства по клавирной игре 16–18 вв. немало внимания уделяют аппликатуре. Существенный аспект игры на К. – исполнение мелизмов (украшений). В тембре велика роль высоких обертонов, что сообщает звуку К. хорошую слышимость в концертном зале средних размеров, даже в составе небольшого оркестра. В оркестрах 18 в. могли использоваться 2 К.; за К. часто сидел сам капельмейстер. Как и большинство клавишных инструментов, К. обладает богатыми возможностями многоголосной игры. В прошлом широко практиковались сольные импровизации. Репертуар К. в 16–17 вв. был в осн. общий для всех видов клавишных (включая орган). Крупнейшие клавесинисты: К. Меруло, Дж. Фрескобальди, М. Росси, Б. Паскуини, Б. Марчелло, Б. Галуппи, Д. Чимароза (Италия); Д. Скарлатти (Испания); Ж. Шамбоньер, Ж. А. д’Англебер, Л. и Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Ж. Дюфли (Франция). Одно из высочайших достижений мировой муз. культуры – нем. клавирная музыка 16–18 вв.; её представители: Д. Букстехуде, С. Шейдт, И. Кунау, И. Фробергер, И. К. Керль, И. Пахельбель, И. С. Бах и его сыновья. Расцвет англ. клавирной школы 16–17 вв. связан гл. обр. с вирджиналом; крупнейшие клавесинисты 18 в., работавшие в Англии, – Г. Ф. Гендель и И. К. Бах. Рус. клавесинный репертуар небогат, инструмент использовался для сопровождения пения; 3 сонаты для К. созданы Д. С. Бортнянским.
Как и большинство других муз. инструментов 16–18 вв., К. не имеет стандартного «классического» вида, но представлен множеством вариантов, созданных мастерами разных стран, эпох и стилей. Школы мастеров общеевропейского значения сложились (в разные эпохи) в Сев. Италии (крупнейшие центры – Венеция, Милан, Болонья, Флоренция, среди представителей – Б. Кристофори), Юж. Нидерландах (центр – Антверпен, крупнейший представитель – семья Рюккерс), Франции (семьи Бланше, Таскен, братья Эмш), Англии (Дж. Кёркман, семья Хичкок, фирма «Чуди и Бродвуд»), Германии (центры – Дрезден, Гамбург; семьи Гребнер, Фридеричи, Зильберман, Фляйшер, Целль, Хаас). К. – предмет декоративно-прикладного искусства; б. ч. сохранившихся историч. инструментов расписана, встречаются инкрустации перламутром и драго- ценными камнями; иногда украшались и клавиши.
С последней трети 18 в. К. быстро терял популярность в связи с развитием фортепиано, однако ещё долго оставался инструментом домашнего музицирования, особенно на европ. периферии и в странах Нового Света. В нач. 19 в. продолжал использоваться в итал. оперном театре (для сопровождения речитативов).
С кон. 19 в. клавесинная культура возрождается. Сначала инструменты копировались, затем стали строиться в соответствии с изменившимися худож. вкусами (типовой стала модель с педальной регистровкой, широко применяется редкий в прошлом 16-футовый регистр, звучащий октавой ниже номинала). После 2-й мировой войны мастера вернулись к копированию старинных моделей; нередко новый К. создаётся по индивидуальному проекту. Совр. исполнительская школа основана в сер. 20 в. В. Ландовской. Др. крупнейшие клавесинисты: Р. Кёркпатрик, Ю. Дрейфюс, К. Жакоте, Г. Леонхардт, Б. ван Асперен, И. Вьюниски, К. Руссе, П. Антай, А. Б. Любимов. Со 2-й пол. 20 в. клавесинисты осваивают аутентичные темперации, манеру артикуляции, аппликатуру. Основа концертного репертуара – музыка 18 в. и более ранних эпох. Репертуар 20 в. представлен сочинениями Ф. Пуленка («Concert champêtre» для К. с оркестром, 1926), М. Оаны, А. Тисне, А. Лувье, Д. Лигети и др. композиторов.