Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНТРАПУ́НКТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 146

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Фраёнов
И. С. Бах. «Искусство фуги». Contrapunctus XV. Контрапунктическое соединение тем в сложной фуге.

КОНТРАПУ́НКТ (нем. Kontrapunkt, от лат. punctus contra punctum – точ­ка про­тив точ­ки), 1) од­но­вре­мен­ное со­че­та­ние 2 и бо­лее са­мо­сто­ят. ме­ло­дич. ли­ний в раз­ных го­ло­сах. Тер­ми­ны «кон­тра­пунк­ти­ро­ва­ние», «кон­тра­пунк­ти­че­ское со­еди­не­ние» обо­зна­ча­ют взаи­мо­связь раз­ви­тых и ав­то­ном­но дви­жу­щих­ся го­ло­сов, их со­гла­со­ва­ние по вы­со­те (гар­мо­ни­че­ское) и по вре­ме­ни (мет­ро­рит­ми­че­ское), со­от­не­се­ние по сход­ст­ву (напр., в ка­но­не) или кон­тра­сту (в квод­ли­бе­те). Да­же при от­сут­ст­вии ме­ло­дич. кон­тра­ста для К. спе­ци­фич­но про­ти­во­пос­тав­ле­ние го­ло­сов: ком­пле­мен­тар­ная рит­ми­ка (с ис­поль­зо­ва­ни­ем вы­дер­жан­ных зву­ков), кос­вен­ное и про­ти­во­по­лож­ное дви­же­ние (см. Го­ло­со­ве­де­ние), не­сов­па­де­ние ак­цен­тов (в т. ч. син­ко­пы), куль­ми­на­ций, всту­п­ле­ний и ка­ден­ций, ин­ди­ви­дуа­ли­за­ция тем­бров. Ес­ли при по­вто­ре­нии кон­тра­пунк­тич. со­еди­не­ния ме­ня­ет­ся со­от­но­ше­ние го­ло­сов, К. на­зы­ва­ет­ся слож­ным (см. Слож­ный кон­тра­пункт). Нор­мы кон­тра­пунк­ти­ро­ва­ния не­оди­на­ко­вы в раз­ных муз. сти­лях. 2) Кон­тра­пунк­ти­рую­щий го­лос, при­со­чи­няе­мый к дан­но­му, обыч­но ве­ду­ще­му (напр., про­ти­во­сло­же­ние к от­ве­ту в фу­ге). 3) Об­ласть муз. иск-ва; то же, что по­ли­фо­ния. 4) На­зва­ние муз. про­из­ве­де­ния, в ко­то­ром пре­об­ла­да­ет слож­ная кон­тра­пунк­тич. тех­ни­ка – пре­об­ра­зо­ва­ния и пе­ре­ста­нов­ки тем («Ис­кус­ст­во фу­ги» И. С. Ба­ха; № 11, 19 из «По­ли­фо­ни­че­ской тет­ра­ди» Р. К. Щед­ри­на). 5) В пев­че­ской прак­ти­ке и муз. тео­рии ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния обо­зна­че­ние кол­лек­тив­ной им­про­ви­за­ции, ча­ще на ос­но­ве од­но­го но­ти­ро­ван­но­го го­ло­са (те­но­ра).

Вернуться к началу