Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КОНЦЕ́РТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 177

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОНЦЕ́РТ (нем. Konzert, итал. concerto, букв. – со­зву­чие, со­гла­сие), 1) муз. про­из­ве­де­ние, ос­но­ван­ное на про­ти­во­пос­тав­ле­нии зву­ча­ния раз­ных групп ис­пол­ни­те­лей. Про­ти­во­пос­тав­лять­ся мо­гут пол­ный ис­пол­ни­тель­ский со­став и отд. его груп­пы, пол­ный со­став и со­лист, раз­ные груп­пы ис­пол­ни­те­лей ме­ж­ду со­бой. Совр. пред­став­ле­ние о жан­ре свя­зы­ва­ет­ся гл. обр. с клас­сич. ин­ст­ру­мен­таль­ным К., ис­пол­няе­мым со­лис­том и сим­фо­нич. ор­ке­ст­ром; та­кой тип К., сло­жив­ший­ся в кон. 18 в., со­хра­ня­ет­ся в совр. ком­по­зи­тор­ской прак­ти­ке.

Пер­вые упо­ми­на­ния о жан­ре от­но­сят­ся к нач. 16 в., са­мая ран­няя из из­вест­ных пуб­ли­ка­ций К. – мно­го­хор­ные «Con­cer­ti» А. Габ­рие­ли (1587) с ха­рак­тер­ны­ми для ве­не­ци­ан­ской шко­лы про­стран­ст­вен­ны­ми эф­фек­та­ми. Во­каль­ный К. то­го вре­ме­ни не имел чёт­ких от­ли­чий от мо­те­та, «свя­щен­ной сим­фо­нии» и др. Раз­но­вид­ность К., опе­ри­рую­щая ма­лым во­каль­ным со­ста­вом в со­про­во­ж­де­нии бас­со кон­ти­нуо, бы­ла соз­да­на Л. Виа­да­ной. Тра­ди­ции кон­цер­ти­ро­ва­ния как про­ти­во­пос­тав­ле­ния хо­ро­вых групп бы­ли про­дол­же­ны в му­зы­ке Г. Шют­ца, И. Г. Шей­на, С. Шейд­та, А. Хам­мер­шмид­та, И. С. Ба­ха и др. Жанр хо­ро­во­го кон­цер­та а ка­пел­ла с кон. 17 в. ши­ро­ко при­ме­нял­ся в рус. цер­ков­ной му­зы­ке – в мно­го­го­лос­ном пар­тес­ном пе­нии; сре­ди ав­то­ров – Ва­си­лий Ти­тов, М. С. Бе­ре­зов­ский, Д. С. Борт­нян­ский.

В ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке раз­ли­чие ме­ж­ду кон­цер­ти­рую­щей груп­пой и всем со­ста­вом на­ме­ти­лось у А. Стра­дел­лы (про­ти­во­пос­тав­ле­ние кон­чер­ти­но – итал. concertino – и кон­чер­то грос­со – итал. con­certo grosso). В даль­ней­шем (у А. Ко­рел­ли, Г. Ф. Ген­де­ля) назв. кон­чер­то грос­со рас­про­стра­ни­лось на всё про­из­ве­де­ние. Трёх­ча­ст­ную струк­ту­ру соль­но­го К. (с со­от­но­ше­ни­ем час­тей «бы­ст­ро – мед­лен­но – бы­ст­ро») ус­та­но­вил А. Ви­валь­ди. На его скри­пич­ные К. во мно­гом ори­ен­ти­ро­вал­ся в сво­их кла­вир­ных кон­цер­тах И. С. Бах, ко­то­рый, в свою оче­редь, оп­ре­де­лил раз­ви­тие фор­те­пи­ан­но­го К. Ор­ган­ный К. соз­дал Ген­дель. В раз­ви­тии пред­клас­си­че­ско­го ин­ст­ру­мен­таль­но­го К. боль­шую роль сыг­ра­ли со­чи­не­ния сы­но­вей Ба­ха, ком­по­зи­то­ров бер­лин­ской, ман­гейм­ской и не­апо­ли­тан­ской школ.

Клас­сич. ин­ст­ру­мен­таль­ный К. ут­вер­дил­ся в твор­че­ст­ве ком­по­зи­то­ров вен­ской клас­си­че­ской шко­лы (кон­цер­ты для раз­ных ин­ст­ру­мен­тов Й. Гайд­на, В. А. Мо­цар­та, Л. ван Бет­хо­ве­на). Как пра­ви­ло, пред­став­ля­ет со­бой 3-ча­ст­ный цикл, строе­ние и функ­ции час­тей ко­то­ро­го близ­ки со­нат­но-сим­фо­нич. цик­лу, но без ме­ну­эта (или скер­цо). Гл. жан­ро­вый при­знак клас­сич. К. – фор­ма I час­ти: со­нат­ная фор­ма с двой­ной экс­по­зи­ци­ей (1-ю экс­по­зи­цию иг­ра­ет толь­ко ор­кестр, 2-ю – со­лист) и ка­ден­ци­ей со­лис­та. Клас­сич. К. обыч­но рас­счи­тан на од­но­го со­лис­та, од­на­ко су­ще­ст­ву­ют и т. н. двой­ные, трой­ные К. (с 2, 3 со­лис­та­ми; напр., Кон­церт для скрип­ки и вио­лон­че­ли с ор­ке­ст­ром И. Брам­са, Кон­церт для скрип­ки, вио­лон­че­ли и фп. с ор­кест­ром Бет­хо­ве­на). В 18 в. воз­ник­ла жан­ро­вая раз­но­вид­ность – кон­церт­ная сим­фо­ния. В 19 в. поя­ви­лись од­но­ча­ст­ные К. (у Ф. Лис­та) и 4-ча­ст­ные К. (у Брам­са). В про­цес­се эво­лю­ции К. наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ным бы­ло его взаи­мо­дей­ст­вие с сим­фо­ни­ей. Зна­чит. со­чи­не­ния в жан­ре К. соз­да­ли рус. ком­по­зи­то­ры – П. И. Чай­ков­ский, С. В. Рах­ма­ни­нов, А. К. Гла­зу­нов. В 20 в. к жан­ру К. об­ра­ща­лись М. Ра­вель, Б. Бар­ток, А. Берг, И. Ф. Стра­вин­ский, С. С. Про­кофь­ев, Д. Д. Шос­та­ко­вич и др. круп­ные ком­по­зи­то­ры; по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние жан­ро­вая раз­но­вид­ность – К. для ор­ке­ст­ра (Бар­ток).

2) Пуб­лич­ное ис­пол­не­ние му­зы­ки по объ­яв­лен­ной про­грам­ме. К. для ши­ро­кой пуб­ли­ки поя­ви­лись в кон. 17 в., в 19–21 вв. ста­ли не­отъ­ем­ле­мой ча­стью об­ществ. жиз­ни. Рас­про­стра­ни­лись так­же лит., хо­рео­гра­фич. кон­цер­ты.

Лит.: Schering A. Geschichte des Instrumental­konzerts bis auf die Gegenwart. 2. Aufl. Lpz., 1927; Engel H. Das Solokonzert. Köln, 1964; idem. Das Instrumentalkonzert. 2. Aufl. Wies­baden, 1971–1974. Bd 1–2; Раа­бен Л. Н. Со­вет­ский ин­ст­ру­мен­таль­ный кон­церт. Л., 1967–1976. [Кн. 1–2]; Hutchings A. The baroque concerto. 3rd ed. L., 1978; Salmen W. Das Konzert: eine Kulturgeschichte. Münch., 1988.

Вернуться к началу