Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КОНЧЕ́РТО ГРО́ССО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 181

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. С. Бочаров

КОНЧЕ́РТО ГРО́ССО (итал. concerto gros­so, букв. – боль­шой кон­церт), раз­но­вид­ность ор­ке­ст­ро­во­го кон­цер­та. Ха­рак­тер­на для му­зы­ки ба­рок­ко. Об­щий ис­пол­ни­тель­ский со­став К. г., на­зы­вае­мый тут­ти (итал. tutti, букв. – все), вклю­чает не­сколь­ких со­лис­тов – кон­чер­ти­но (итал. concertino) – и груп­пу др. му­зы­кан­тов, ко­то­рых обыч­но на­зы­ва­ют рипь­е­но (итал. ripieno). Со­став кон­чер­ти­но мог быть раз­лич­ным (обыч­но 2 скрип­ки и вио­лон­чель, ко­то­рую, как пра­ви­ло, под­дер­жи­вал кла­ве­син, ис­пол­няв­ший пар­тию бас­со кон­ти­нуо). Фраг­мен­ты, ис­пол­няе­мые груп­пой со­лис­тов, кон­тра­ст­но со­пос­тав­ля­ют­ся с фраг­мен­та­ми, ис­пол­няе­мы­ми пол­ным со­ста­вом ор­ке­ст­ра. Тен­ден­ция к трак­тов­ке ор­ке­ст­ра в ду­хе К. г. поя­ви­лась ещё в 1660–70-е гг. в твор­че­ст­ве А. Стра­дел­лы (всту­пи­тель­ные «сим­фо­нии» к его кан­та­там и се­ре­на­там). Клас­сич. об­раз­цы К. г. – в твор­че­ст­ве А. Ко­рел­ли (12 concerti grossi op. 6, на­пи­са­ны в кон. 17 в., опубл. в 1714), Дж. То­рел­ли, А. Ви­валь­ди, Ф. Дже­ми­ниа­ни, П. Ло­ка­тел­ли, Г. Ф. Ген­де­ля, Г. Ф. Те­ле­ма­на и др. ком­по­зи­то­ров. Про­из­ве­де­ния с при­зна­ка­ми К. г. не все­гда обоз­на­ча­лись этим тер­ми­ном, ав­то­ры не­ред­ко об­хо­ди­лись лишь об­щим жан­ро­вым на­име­но­ва­ни­ем – «сon­certo». В строе­нии цик­ла пре­об­ла­да­ет 4-ча­ст­ная струк­ту­ра с мед­лен­ны­ми не­чёт­ны­ми и ожив­лён­ны­ми, ди­на­мич­ны­ми чёт­ны­ми час­тя­ми (как и в со­на­тах то­го вре­ме­ни); I часть, как пра­ви­ло, на­пи­са­на в т. н. ри­тур­нель­ной фор­ме (см. Кон­церт­ная фор­ма).

По­сле де­ся­ти­ле­тий не­обы­чай­ной по­пу­ляр­но­сти в сер. 18 в. жанр К. г. ис­чез из ак­тив­ной ком­по­зи­тор­ской прак­ти­ки. Ин­те­рес к не­му воз­ро­дил­ся в 20 в. (Б. Мар­ти­ну, Э. Кше­нек, Э. Там­берг, А. Г. Шнит­ке).

Лит.: Krüger W. Das Concerto grosso in Deutsch­land. Reinbek, 1932; Engel H. Das Instrumentalkonzert. 2. Aufl. Wiesbaden, 1971–1974. Bd 1–2; Зей­фас Н. M. Concerto grosso в му­зы­ке ба­рок­ко // Про­бле­мы му­зы­каль­ной нау­ки. М., 1975. Вып. 3; она же. Concerto grosso в твор­че­ст­ве Ген­де­ля. М., 1980; Hut­chings A. The baroque concerto. 3rd ed. L., 1978; Palisca C. V. Baroque music. 3rd ed. Englewood Cliffs, 1991; Selfridge-Field E. Ve­netian instrumental music from Gabrieli to Vi­valdi. 3rd ed. N. Y., 1994.

Вернуться к началу