Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОРТО́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 389

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОРТО́ (Cortot) Альф­ред (Альф­ред Де­ни) (26.9.1877, Ни­он, Швей­ца­рия – 15.6.1962, Ло­зан­на), франц. пиа­нист, ди­ри­жёр, пе­да­гог и муз.-об­ществ. дея­тель. В 1896 окон­чил Па­риж­скую конс. у Л. Дье­ме­ра (фп.). В 1896–1901 ди­ри­жёр-ас­си­стент и хор­мей­стер-ре­пе­ти­тор в Бай­рёйт­ском те­ат­ре. В 1902 ор­га­ни­зо­вал в Па­ри­же Об-во опер­ных фес­ти­ва­лей (ди­ри­жи­ро­вал па­риж­ски­ми пре­мье­ра­ми «Ги­бе­ли бо­гов» и «Три­ста­на и Изоль­ды» Р. Ваг­не­ра), в 1903 – Ас­со­циа­цию боль­ших хо­ро­вых кон­цер­тов (пер­вым во Фран­ции ис­пол­нил в кон­цер­тах «Пар­си­фа­ля» Ваг­не­ра, Тор­же­ст­вен­ную мес­су Л. ван Бет­хо­ве­на, Не­мец­кий ре­к­ви­ем И. Брам­са), в 1904–08 ди­ри­жёр и ру­ко­во­ди­тель Нац. муз. об-ва. Ин­тен­сив­но кон­цер­ти­ро­вал с 1897 как со­лист (в СССР – в 1936) и ан­самб­лист. С 1905 вы­сту­пал в со­ста­ве трио (совм. с Ж. Ти­бо и П. Ка­саль­сом). В 1907–20 проф. Па­риж­ской конс. (фп.). В 1919 (совм. с А. Ман­жо) ос­но­вал «Эколь нор­маль де мю­зик» (c 1920 ру­ко­во­дил ею), при ко­то­рой вёл еже­год­ный курс ин­тер­пре­та­ции для кон­цер­ти­рую­щих пиа­ни­стов из раз­ных стран. Сре­ди уче­ни­ков: А. Ка­зел­ла, Д. Ли­пат­ти, К. Хас­кил, И. Мар­ке­вич, М. Таль­я­фер­ро, В. Перль­мю­тер, Л. Ле­ви, С. Фран­суа. Про­сла­вил­ся преж­де все­го как ис­пол­ни­тель про­из­ве­де­ний Ф. Шо­пе­на, Р. Шу­ма­на, С. Фран­ка, К. Де­бюс­си и М. Ра­ве­ля. Мно­го­чис­лен­ны грам­за­пи­си К. (гл. обр. 1920–30-х гг.). Воз­вы­шен­но-ро­ман­тич. трак­тов­ки К. от­ли­ча­лись те­ат­раль­ной при­под­ня­то­стью, ис­клю­чи­тель­ной фан­та­зи­ей, кра­со­той и тем­бровым мно­го­обра­зи­ем зву­ча­ния, рит­мич. сво­бо­дой и им­про­ви­за­ци­он­но­стью. Был ред. се­рии «Из­да­ния для ра­бо­ты» («Edi­tions de travail»), по­свя­щён­ной во­про­сам фп. ис­пол­ни­тель­ст­ва, ана­ли­зу про­из­ве­де­ний ро­ман­тич. ре­пер­туа­ра. Ав­тор ра­бот по ис­то­рии и тео­рии пиа­низ­ма.

Соч.: La musique française de piano. P., 1930–1944. Vol. 1–3. P., 1981; Aspects de Cho­pin. P., [1949]; О фор­те­пи­ан­ном ис­кус­ст­ве. Ста­тьи, ма­те­риа­лы, до­ку­мен­ты. М., 2005.

Лит.: Gavoty В. A. Cortot. P., 1977; Man­shardt T. Aspects of Cortot. Hexham, 1994.

Вернуться к началу