Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КУ́НА́У

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 339

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КУ́НА́У (Kuhnau) Ио­ганн (кре­щён 6.4.1660, Гай­зинг, Сак­со­ния – 5.6.1722, Лейп­циг), нем. ком­по­зи­тор, ор­га­нист, муз. пи­са­тель. В 1682–88 изу­чал пра­во в Лейп­циг­ском ун-те. С 1684 ор­га­нист, с 1701 кан­тор Шко­лы Св. Фо­мы в Лейп­ци­ге (в этой долж­но­сти от­ве­чал за ис­пол­не­ние му­зы­ки в гл. церк­вах го­ро­да; его пре­ем­ник – И. С. Бах). Сре­ди уче­ни­ков – К. Гра­уп­нер, И. Ф. Фаш. В об­шир­ном творческом на­сле­дии К. пре­об­ла­да­ют во­каль­ные про­из­ве­де­ния для лю­те­ран­ской церк­ви. Внёс зна­чит. вклад в раз­ви­тие жан­ра кан­та­ты, во мно­гом пред­вос­хи­тив про­из­ве­де­ния Ба­ха; ав­тор св. 100 ду­хов­ных кан­тат (гл. обр. для со­лис­тов, хо­ра и ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля или ор­ке­ст­ра) и близ­ких им со­чи­не­ний, при­уро­чен­ных к вос­крес­ным и празд­нич­ным служ­бам, важ­ным со­бы­ти­ям гор. жиз­ни (со­хра­ни­лись ок. 30). Наи­бо­лее круп­ное цер­ков­ное со­чи­не­ние К. на нем. яз. – «Стра­сти по Мар­ку» (1721, сохр. час­тич­но). Из со­чи­не­ний на лат. тек­сты (сохр. 6) вы­де­ля­ет­ся Маг­ни­фи­кат (для 5 со­лис­тов, хо­ра и ор­ке­ст­ра). К. – ав­тор пер­вой в Гер­ма­нии со­на­ты для кла­ве­си­на (1692). Со­на­ты и тан­це­валь­ные сюи­ты (тех и дру­гих по 14) опуб­ли­ко­ва­ны в 4 со­б­ра­ни­ях: «Но­вые кла­вир­ные уп­раж­не­ния» в 2 час­тях («Neue Clavier-Übung», 1689 и 1692), «Све­жие кла­вир­ные пло­ды, или Семь со­нат хо­ро­ше­го изо­бре­те­ния и ма­не­ры» («Frische Clavier Früchte, oder Sieben So­naten von guter Invention und Manier», 1696), «Му­зы­каль­ное пред­став­ле­ние не­ко­то­рых биб­лей­ских ис­то­рий в 6 со­на­тах» («Musi­ka­lische Vorstellung einiger biblischer His­torien in 6 Sonaten», 1700); по­след­нее, бо­лее из­вест­ное как 6 «Биб­лей­ских со­нат» для кла­ве­си­на («Борь­ба Да­ви­да с Го­лиа­фом», «Да­вид ис­це­ля­ет Сау­ла му­зы­кой», «Же­нить­ба Иа­ко­ва» и др.), – зна­чительная ве­ха в ис­то­рии про­грамм­ной му­зы­ки.

Ав­тор муз.-тео­ре­тич. ра­бот (в т. ч. лат. трак­та­та «Ос­но­вы ком­по­зи­ции»); в пре­ди­сло­вии к «Биб­лей­ским со­на­там» по­ле­ми­зи­ро­вал с отд. по­ло­же­ния­ми аф­фек­тов тео­рии (как она да­на у А. Кирхе­ра). Сре­ди лит. со­чи­не­ний из­вест­ность по­лу­чил плу­тов­ской ро­ман «Му­зы­каль­ный шар­ла­тан» («Der musicalische Quacksal­ber», 1700) – ост­рая са­ти­ра на муз. жизнь Гер­ма­нии кон. 17 в. (в ча­ст­но­сти, вы­смеи­ва­ет­ся ха­рак­тер­ная для то­го вре­ме­ни италь­я­но­ма­ния).

Соч.: Му­зы­каль­ный шар­ла­тан / Пер. Н. Ост­ро­умо­вой. М., 2007.

Лит.: Münnich R. Kuhnau’s Leben // Sammel­bände der Internationalen Musik-Gesellschaft. 1901/1902. Bd 3; Richter B. F. Verzeichnis von Kirchenmusiken J. Kuhnau’s aus den Jahren 1707–1721 // Monatshefte für Mu­sik­ge­schichte. 1902. Jg. 34. № 10; Arbogast J. Stilkritische Unter­suchungen zum Klavierwerk des Tho­mas­kan­tors J. Kuhnau. Regensburg, 1983; Рол­лан Р. Ко­ми­че­ский ро­ман од­но­го му­зы­кан­та XVII сто­ле­тия // Рол­лан Р. Му­зы­каль­но-ис­то­ри­че­ское на­сле­дие. М., 1988. Вып. 3; Ост­ро­умо­ва Н. В. И. Ку­нау. М., 2003; На­со­нов Р. А. По­ле­ми­ка И. Ку­нау с А. Кир­хе­ром: ви­ди­мый по­вод и скры­тые при­чи­ны // Ad mu­si­cum: к 75-ле­тию со дня рож­де­ния Ю. Н. Хо­ло­по­ва. М., 2008.

Вернуться к началу