Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КУПЕРЕ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 356

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. С. Бочаров
Ф. Куперен. Гравюра Ж. Ж. Флипарта по портрету А. Буи. 1735.

КУПЕРЕ́Н (Couperin) Фран­суа Младший (10.11.1668, Па­риж – 11.9.1733, там же), франц. ком­по­зи­тор, кла­ве­си­нист, ор­га­нист. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель ди­на­стии Ку­пе­рен (был про­зван «Ве­ли­ким»). Пле­мян­ник Л. Ку­пе­ре­на. Учил­ся му­зы­ке у от­ца – Шар­ля Ку­пе­ре­на (1638–79), пре­ем­ни­ка Л. Ку­пе­ре­на на по­сту ор­га­ни­ста па­риж­ской ц. Сен-Жер­ве. С 1683 ис­пол­нял обя­зан­но­сти ор­га­ни­ста (офи­ци­аль­но унас­ле­до­вал долж­ность сво­его от­ца в 1685), с 1693 так­же ко­ролев­ский ор­ганист и при­двор­ный учи­тель му­зы­ки (обу­чал иг­ре на кла­ве­си­не чле­нов ко­ро­лев­ской се­мьи). Поль­зо­вал­ся сла­вой ор­га­ни­ста, кла­ве­си­ни­ста и ком­по­зи­то­ра. Вы­сту­пал с кон­цер­та­ми при дво­ре. Важ­ней­шая часть его на­сле­дия – му­зы­ка для кла­ве­си­на. Ме­ж­ду 1713 и 1730 им бы­ло опуб­ли­ко­ва­но ок. 220 пьес, сгруп­пи­ро­ван­ных в 27 сю­ит, или «ря­дов» (ordres). По­ми­мо тра­диц. тан­цев, в них со­дер­жит­ся не­ма­ло пьес (час­то в фор­ме ста­рин­но­го рон­до) с про­грамм­ны­ми на­зва­ния­ми (при­ме­ча­тель­на га­ле­рея «порт­ре­тов» зна­ко­мых ком­по­зи­то­ра, жен­ских ха­рак­те­ров и т. п.). Изы­скан­ность их сти­ля, тща­тель­но раз­ра­бо­тан­ная ор­на­мен­ти­ка, гра­ци­оз­ная рит­ми­ка, вни­ма­ние к от­дел­ке де­та­лей ор­га­нич­но со­че­та­ют­ся с от­то­чен­но­стью фор­мы це­ло­го. Осн. ис­пол­ни­тель­ские прин­ци­пы (вклю­чая собств. сис­те­му за­пи­си ук­ра­ше­ний) и эс­те­тич. воз­зре­ния К. из­ло­жил в трак­та­те «Ис­кус­ст­во иг­ры на кла­ве­си­не» («L’art de toucher le clavecin», 1716). Ор­ган­ная му­зы­ка ком­по­зи­то­ра пред­став­ле­на пье­са­ми ли­тур­гич. на­зна­че­ния (объ­е­ди­не­ны в 2 ор­ган­ные мес­сы, опубл. в 1690). К сфе­ре ду­хов­ной му­зы­ки от­но­сит­ся и боль­шин­ст­во во­каль­ных ком­по­зи­ций К.: мо­те­ты, вер­се­ты, ут­ре­ня («Leçons de ténèbres», ме­ж­ду 1713 и 1719, – об­ра­зец ла­мен­та­ции на текст «Плача Иере­мии») и др. (все­го св. 50 со­чи­нений). В ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке ком­по­зи­тор объ­е­ди­нил француз­скую и италь­ян­скую тра­ди­ции. Сре­ди ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний – 4 «ко­ро­лев­ских кон­цер­та» для кла­ве­си­на и ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля (1722), 10 «но­вых кон­цер­тов» (1724), 12 трио-со­нат, в т. ч. «Пар­нас, или Апо­фе­оз Ко­рел­ли» (1724); кон­церт «Апо­фе­оз Люл­ли» для ан­самб­ля ин­ст­ру­мен­тов (1725), «На­ции» (4 трио, 1726), со­чи­не­ния для вио­лы да гам­ба и циф­ро­ван­но­го ба­са (в т. ч. 2 сюи­ты, 1728).

Твор­че­ст­во К., од­на из вер­шин франц. муз. ба­рок­ко, ока­за­ло су­ще­ст­вен­ное влия­ние на ев­роп. ком­по­зи­то­ров.

Нот­ные изд.: Œuvres complètes / Ed. M. Cau­chie e. a. P., 1932–1933. Vol. 1–12; Œuvres complètes / Révisé par K. Gilbert, D. Mo­ro­ney. Monaco, 1980–1982. Vol. 1–2.

Соч.: Ис­кус­ст­во иг­ры на кла­ве­си­не / Пер., ком­мент., вступ. ст. Я. Миль­штей­на. М., 1973; [Œuvres]: Textes / Réunis par C. Cessac. Ver­sailles, 2000.

Лит.: Куз­не­цов К. А. Му­зы­каль­но-ис­то­ри­че­ские порт­ре­ты. М., 1937; Cauchie M. Thema­tic index of the works of F. Couperin. Monaco; P., 1949; Hofman S. L’œuvre de clavecin de F. Couperin le grand. P., 1961; Anthony J. R. The French baroque music. L., 1973; Mel­lers W. F. Couperin and the French classical tradition. 3rd ed. L., 1987; Beaussant P. F. Couperin. Portland, 1990; Citron P. Cou­pe­rin. 2 éd. P., 1996; F. Couperin: nouveaux re­gards. P., 1998; Beaumont O. Couperin, le mu­sicien des rois. P., 1998; Брян­це­ва В. Н. Фран­цуз­ский кла­ве­си­низм. СПб., 2000; Clark J., Cannon D. «The mirror of human life»: reflec­tions on F. Couperin’s «Pièces de clavecin». Huntington, 2002; Tunley D. F. Cou­perin and «the perfection of music». Aldershot, 2004; Дру­скин М. С. Собр. соч. СПб., 2007. Т. 1.

Вернуться к началу