КЮИ́
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЮИ́ Цезарь (Цезарий Вениамин) Антонович [6(18).1.1835, Вильна – 26.3.1918, Петроград], рос. композитор и муз. критик, инж.-генерал (1904), специалист в области фортификации. Сын быв. тамбур-мажора наполеоновской армии А. Кюи и жительницы Вильны Ю. Гуцевич. В детстве брал уроки музыки у С. Монюшко (теория музыки и композиция). С 1850 жил в С.-Петербурге. Окончил Николаевское инж. уч-ще (1855) и Николаевскую инж. академию (1857), где оставлен на преподавательской работе. С 1878 адъюнкт-проф., с 1880 проф., с 1891 засл. проф. Создал ряд капитальных науч. трудов по полевой фортификации, подготовил курс истории рус. фортификации и читал его в Николаевской инженерной, Михайловской арт. академиях и в Николаевской академии Генштаба. Назначен преподавателем всех вел. князей (в т. ч. будущего имп. Николая II) по фортификации. Во время рус.-тур. войны 1877–78 руководил строительством фортификац. сооружений в р-не боевых действий. Одним из первых рос. инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Внёс значит. вклад в становление и развитие рос. воен.-инж. школы.
В 1856, познакомившись с М. А. Балакиревым, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, В. В. и Д. В. Стасовыми, М. П. Мусоргским, стал активным участником Балакиревского кружка («Могучая кучка»). Как композитор дебютировал в 1859 в концерте Рос. муз. об-ва (РМО) под упр. А. Г. Рубинштейна (Скерцо для оркестра). С 1864 писал рецензии и муз. обозрения в «Санкт-Петербургских ведомостях», затем в газетах «Голос», «Гражданин» и др. В кон. 1860-х – нач. 1870-х гг. сочинил свои лучшие романсы (всего св. 300). Автор 14 опер, среди них: «Вильям Ратклиф» (1869), «Анджело» (1876), «Сын мандарина» (1859, постановка 1879), «Кавказский пленник» (1883, все – С.-Петербург), «Флибустьер» (1894, Париж), «Пир во время чумы» (1901), «Мадемуазель Фифи» (1903), «Маттео Фальконе» (1907), «Капитанская дочка» (1911, все – Москва), детские оперы. В 1869 завершил (совм. с Н. А. Римским-Корсаковым) оперу Даргомыжского «Каменный гость». До конца дней работал над завершением оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка». В 1896–1904 директор С.-Петерб. отделения ИРМО.
Для муз. критики К. типичен несдержанный и даже язвительный тон. Уничтожающую оценку он дал опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского («Санкт-Петербургские ведомости», № 37, 6 февраля 1874), в новаторской музыке которого увидел «большие недочёты», «неразборчивое, самодовольное, спешное сочинительство». Жестокой и несправедливой была рецензия на оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского («Неделя», № 45, 4 ноября 1884), которая, по мнению К., «ничего не вносит в наше искусство» и где «нет ни одного нового слова». Критич. статьи К. о Р. Вагнере выявили непонимание новаторских принципов муз. драмы.
К.-критик поддерживал и пропагандировал творч. принципы композиторов Балакиревского кружка (нац. колорит, выбор рус. сюжетов и общественно значимых историч. тем, правдивое отображение реальности и др.). При этом он сочинял стилистически нейтральную «общеевропейскую» музыку, ориентируясь на романтич. сочинения Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа. Его оперы, б. ч. которых написаны на либретто франц. авторов, а также по мотивам произведений А. С. Пушкина, представляют собой лирич. драмы.
Братья К. – худ.-иллюстратор Наполеон Кюи (1822 – после 1888) и арх. Александр Кюи (1823 или 1824–1909).