ЛИТВИ́Н
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИТВИ́Н (Litvinne) Фелия Васильевна [наст. имя и фам. Франсуаза Жанна Шютц (Schütz), в замужестве Литвинова] [31.8(12.9).1861, по др. данным, 1863, С.-Петербург – 12.10.1936, Париж], рос. и франц. певица (драматич. сопрано). С 14–15 лет жила в Париже, училась у Барт-Бандерали, с нач. 1880-х гг. у П. Виардо-Гарсия; как оперная певица дебютировала в 1884. В 1885–89 пела в Женеве, Барселоне, Нью-Йорке, Брюсселе, городах Италии. В 1890 впервые приехала на гастроли в Россию; в моск. Большом театре дебютировала в «Гугенотах» Дж. Мейербера (Валентина), выступала в партии Юдифи («Юдифь» А. Н. Серова) – «коронной» в её рус. репертуаре; пела также в петерб. Мариинском театре, одесской Итальянской опере. В 1892 уехала во Францию и до 1895 не выступала (по настоянию мужа оставила сцену; вернулась в театр, получив развод). В 1897 совершила турне по городам США. В 1898 приехала в Россию в составе нем. труппы, в 1899–1904 ежегодно пела в Мариинском театре в операх Р. Вагнера и «Фаусте» Ш. Гуно (Маргарита), в 1903 получила звание «солистка Его Имп. Величества». По приглашению С. П. Дягилева участвовала в Исторических русских концертах (1907) и Русских сезонах (1909), где её партнёром был Ф. И. Шаляпин. Продолжала гастролировать в России (1908), в крупнейших оперных центрах Европы, в 1911 также в городах Юж. Америки. В 1912–13 вновь в России, первая на рус. сцене исполнила партии Изольды, Кундри, Брунгильды («Тристан и Изольда», «Парсифаль», «Гибель богов» Вагнера). Как камерная певица участвовала в концертах ИРМО, в концертах А. И. Зилоти, С. А. Кусевицкого, выступала в ансамбле с пианистами А. Корто, М. Лонг, К. Сен-Сансом, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном. Последние спектакли с участием Л. состоялись в 1915 (Монте-Карло) и 1917 (Парижская опера), последнее выступление на камерной сцене – в 1924 (Париж). Л. обладала феноменальным по силе, подвижности и диапазону голосом (от «соль» малой до «ре» 3-й октавы), позволявшим ей исполнять партии сопрано, меццо-сопрано и контральто (Кармен в одноим. опере Ж. Бизе, Далила в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса; всего св. 40 партий). Одна из лучших певиц вагнеровского репертуара, участвовала в Байрёйтском фестивале. Записывалась на грампластинки.
С 1927 проф. консерватории в Фонтенбло. В разные годы у неё совершенствовались И. А. Алчевский, Н. П. Кошиц и др.
Награждена орденом Почётного легиона (1927).