Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРТИ́Н-И-СОЛЕ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 228

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МАРТИ́Н-И-СОЛЕ́Р (Martín y Soler) Ви­сен­те (Ата­на­сио Мар­тин Иг­на­сио Ви­сен­те Та­део Фран­си­ско Пе­лег­рин) [2.5.1754, по др. дан­ным, 18.1.1756, Ва­лен­сия – 30.1(11.2).1806, по др. дан­ным, 23.2(7.3). 1806 или 11(23).3.1806, С.-Пе­тер­бург], исп. ком­по­зи­тор, ка­пель­мей­стер, пе­да­гог. Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей итал. опе­ры-буф­фа. Сын пев­че­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Ва­лен­сии, по­лу­чил пев­че­скую под­го­тов­ку. В даль­ней­шем, пред­по­ло­жи­тель­но, учил­ся у Дж. Б. Мар­ти­ни в Бо­ло­нье. В 1775 де­бю­ти­ро­вал как опер­ный ком­по­зи­тор в Мад­ри­де. По­лу­чив зва­ние при­двор­но­го ка­пель­мей­сте­ра прин­ца Ас­ту­рий­ско­го – бу­ду­ще­го исп. ко­ро­ля Кар­ла IV (М.-и-С. но­сил это зва­ние до 1788), од­но­вре­мен­но (до 1785) ра­бо­тал в Ита­лии. Его опе­ры и ба­ле­ты ста­ви­лись в Не­апо­ле (в т. ч. опе­ры-се­риа «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де», «Ги­пер­ме­ст­ра», «Пар­те­но­па»; две по­след­ние на либр. П. Ме­та­ста­зио; все – те­атр «Сан-Кар­ло», 1779–82), Ту­ри­не, Ве­не­ции, Пар­ме и др. В 1785–88 жил в Ве­не; поль­зу­ясь рас­по­ло­же­ни­ем имп. Ио­си­фа II, по­ста­вил на при­двор­ной сце­не три опе­ры на либр. Л. Да Пон­те: «Бла­го­де­тель­ный гру­би­ян» (1786), «Ред­кая вещь, или Кра­со­та и доб­ро­де­тель» (1786; либр. по пье­се Л. Ве­ле­са де Ге­ва­ры; ме­ло­дия из этой опе­ры ис­поль­зо­ва­на В. А. Мо­цар­том в за­столь­ной му­зы­ке опе­ры «Дон Жу­ан»), «Дре­во Диа­ны» (1787). Вен­ские опе­ры ком­по­зи­то­ра, с изящ­ной вы­ра­зи­тель­ной му­зы­кой и за­ни­ма­тель­ным сю­же­том, при­нес­ли ему при­жиз­нен­ную сла­ву.

С 1788 жил С.-Пе­тер­бур­ге (был из­вес­тен как Мар­ти­ни, Мар­тин, Мар­тан и т. п.), в 1790–94 при­двор­ный ка­пель­мей­стер. Здесь шли его опе­ры «Ред­кая вещь...» (с 1788 в ре­пер­туа­ре Итал. при­двор­ной труп­пы) и «Дре­во Диа­ны» (обе опе­ры с рус. тек­стом И. А. Дмит­рев­ско­го в 1789–1800 за­ни­ма­ли ве­ду­щее ме­сто в ре­пер­туа­ре Рус. при­двор­ной труп­пы); по­став­ле­ны на­пи­сан­ные по за­ка­зу имп. дво­ра ко­мич. опе­ры «Го­ре-бо­га­тырь Ко­со­ме­то­вич» (1789; текст – по­ли­тич. са­ти­ра на швед. ко­ро­ля Гус­та­ва III), «Фе­дул с деть­ми» (совм. с В. А. Паш­ке­ви­чем, 1791; обе опе­ры на либр. Ека­те­ри­ны II), «Пес­но­лю­бие» (1790; па­ро­дия на опе­ру С. Шам­пей­на «Ме­ло­ма­ния»). В трёх по­след­них опе­рах буф­фон­ный стиль при­спо­соб­лен к тре­бо­ва­ни­ям рус. ко­мич. опе­ры (с вкра­п­ле­ния­ми нар. пе­сен). В эти го­ды на­пи­са­ны ба­ле­ты «По­ки­ну­тая Ди­до­на» (1792), «Ора­кул», «Амур и Пси­хея» (оба 1793), ко­то­рые с ус­пе­хом шли на при­двор­ной сце­не (все – ба­летм. Ш. Ле Пик); кан­та­та «Бла­го­де­тель­ное бо­же­ст­во» по слу­чаю за­клю­че­ния ми­ра со Шве­ци­ей (1790). М.-и-С. ру­ко­во­дил все­ми при­двор­ны­ми опер­ны­ми по­ста­нов­ка­ми, в т. ч. опе­ра­ми Дж. Паи­зи­ел­ло, Д. Чи­ма­ро­зы, А. Саль­е­ри и др. итал. ком­по­зи­то­ров. Сре­ди его уче­ни­ков в Те­ат­раль­ном уч-ще – пе­ви­ца Е. С. Сан­ду­но­ва. В 1795 уе­хал в Лон­дон, где по­ста­вил свои ко­мич. опе­ры «Шко­ла жён» и «Ост­ров ра­до­сти» (обе на либр. Л. Да Пон­те). Вер­нув­шись в С.-Пе­тер­бург (1796), слу­жил ка­пель­мей­сте­ром Смоль­но­го ин­сти­ту­та, да­вал уро­ки му­зы­ки в знат­ных до­мах. По­след­ние из­вест­ные со­чи­не­ния, так­же ис­пол­нен­ные в С.-Пе­тер­бур­ге: итал. опе­ра «Де­ре­вен­ский празд­ник» (1798), ба­ле­ты «Тан­кред» (1799, ба­лет­мей­сте­ры Ле Пик, И. И. Валь­берх), «Воз­вра­ще­ние По­ли­ор­це­та» (1800, ба­летм. П. Ше­ва­лье), Кан­та­та по слу­чаю ос­вя­ще­ния Маль­тий­ской ка­пел­лы (1800).

М.-и-С. – ав­тор пас­тич­чо, свет­ских и ду­хов­ных кан­тат, ка­мер­ной во­каль­ной му­зы­ки (ка­но­ны, ду­эты, кан­цо­нет­ты и др.), Скри­пич­но­го кон­цер­та (1795).

Лит.: Da Ponte L. Memorie e altri scritti. Mil., 1971; Link D. The National Court Theatre in Mozart’s Vienna: sources and documents, 1783–1792. Oxf., 1998; Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. XVIII век. СПб., 2000. Кн. 2; Кря­же­ва И. А. Мар­тин-и-Со­лер и его за­бы­тый ше­девр – опе­ра «Una cosa rara» // Му­зы­каль­ная ака­де­мия. 2005. № 3.

Вернуться к началу