МА́ТТЕЗОН
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ТТЕЗОН (Mattheson) Иоганн (28.9.1681, Гамбург – 17.4.1764, там же), нем. композитор, муз. критик, теоретик, лексикограф. В детстве обучался игре на клавесине, органе, виоле да гамба, скрипке, гобое, флейте; обладая прекрасным голосом, пел в церквах и в Гамбургской опере (исполнял сопрановые, с 1697 теноровые партии). С 1704 воспитатель, с 1706 секретарь в доме англ. посланника. Одновременно с 1715 капельмейстер (в 1728 оставил пост в связи с прогрессировавшей глухотой) и каноник гамбургского кафедрального собора. С 1741 на дипломатич. службе у кн. Гольштейнского. Его опера «Клеопатра» (1704) повлияла на раннее творчество Г. Ф. Генделя (М. был с ним дружен, несмотря на дуэль, произошедшую между ними в 1704, и выступил как певец в его опере «Нерон»); опера «Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон» (1710) – первая в истории музыки на рус. сюжет. Среди муз. сочинений М. также оперы «Благородный Порсенна» (1702), «Тайные приключения Энрико IV, короля Кастилии и Леона, или Разделённая любовь» (1711), оратории и пассионы (многие из них утеряны), итал. кантаты, трио-сонаты, сочинения для клавесина, флейтовые сонаты и др.
В 1722–25 М. издавал первый в Германии муз. ж. «Critica musica» (опубл. 24 выпуска). Крупный вклад в муз. науку и эстетику 18 в. – его муз.-теоретич. трактаты «Заново открытый оркестр» («Das neu-eröffnete Orchestre», 1713), «Защищённый оркестр, или Второе его открытие» («Das beschützte Orchestre oder desselben zweite Eröffnung», 1717; содержит критику отжившей практики сольмизации), «Исследуемый оркестр, или Третье его открытие» («Das forschende Orchestre oder desselben dritte Eröffnung», 1721). Написанные в характерном для позднего барокко лит. стиле, изобилующем филос.-теологич. экскурсами, они отразили новые тенденции: трактовку инструментального ансамбля как единого целого, формирование функциональных групп инструментов. Термин оркестр («орхестра» античного театра – «галантное» наименование всей музыки в трактатах М.) именно у него приобрёл совр. значение. В гл. труде М. – «Совершенный капельмейстер» («Der vollkommene Capellmeister», 1739; целиком включает написанный в 1737 трактат «Зерно мелодической науки», «Kern melodischer Wissenschafft») систематизированы муз.-теоретич. знания эпохи, переходной от барокко к ранней классике, изложено учение о композиции в духе муз. риторики и аффектов теории (рус. пер. фрагментов в кн.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII вв. М., 1971). М. – автор биографич. словаря музыкантов «Основания триумфальной арки…» («Grundlagen einer Ehren-Pforte, worin der tüchtigsten Capellmeister, Componisten, Musikgelehrten, Tonkünstler u. s. w. Leben, Werke, Verdienste u. s. w. erscheinen sollen», 1740). Перевёл на нем. яз. множество оперных либретто, а также кн. Дж. Мейнуаринга о Генделе, снабдив её собств. дополнениями («G. F. Händels Lebensbeschreibung», 1761). Ему принадлежат также работы по вопросам истории и богословия.