Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАШО́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 433-434

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

МАШО́ Гиль­ом де (Гиль­ом де Ма­шо, Gu­il­laume de Machaut, Machault) (ок. 1300, Ма­шо, близ Рейм­са – ап­рель 1377, Реймс), франц. по­эт и ком­по­зи­тор, важ­ней­ший пред­ста­ви­тель муз.-ис­то­рич. пе­рио­да арс но­ва. С 1323 пи­сец, сек­ре­тарь, за­тем при­двор­ный («familier», букв. – свой че­ловек) ко­ро­ля Яна Люк­сем­бург­ско­го, со­про­во­ж­дал его в разъ­ез­дах и во­ен. по­хо­дах (в т. ч. в Лит­ву, 1327–29). Ве­ро­ят­но, по хо­да­тай­ст­ву ко­ро­ля М. с 1330 по­лу­чал цер­ков­ные бе­не­фи­ции в разл. церк­вах Фран­ции. В 1337–77 ка­но­ник в ка­фед­раль­ном со­бо­ре Рейм­са (вме­сте со сво­им бра­том Жа­ном, ка­но­ни­ком с 1355); за го­ды служ­бы пе­ре­бо­лел чу­мой (во вре­мя эпи­де­мии 1348–49) и пе­ре­жил 2-ме­сяч­ную оса­ду англ. войск (1359–60). В долж­но­сти ка­но­ни­ка имел воз­мож­ность от­лу­чать­ся со служ­бы; бла­го­да­ря до­че­ри ко­ро­ля Бон­не Люк­сем­бург­ской во­шёл в выс­шие кру­ги франц. об­ще­ст­ва, был зна­ком с её му­жем ко­ро­лём Ио­ан­ном II До­б­рым, их сы­новь­я­ми Кар­лом V Муд­рым и Фи­лип­пом Храб­рым. Эти и др. франц. ари­сто­кра­ты вы­сту­па­ли заказ­чи­ка­ми по­этич. и муз. со­чи­не­ний М. В круг об­ще­ния М. вхо­ди­ли, ве­ро­ят­но, Фи­липп де Вит­ри, Ж. Фру­ас­сар, Э. Де­шан (он на­зы­вал М. «зем­ным бо­гом гар­мо­нии») и, воз­мож­но, Дж. Чо­сер. В 1360-е гг. М. не­ожи­дан­но ув­лёк­ся юной по­клон­ни­цей сво­его та­лан­та Пе­рон­ной д’Армантьер (ко­то­рую на­зы­вал «Tout-belle» – «все­пре­крас­ная»), что от­ра­зи­лось в его со­чи­не­ни­ях. В по­след­ние го­ды жиз­ни ре­дак­ти­ро­вал и упо­ря­до­чи­вал пол­ное со­б­ра­ние сво­их ру­ко­пи­сей (с бо­га­ты­ми ил­лю­ст­ра­ция­ми) для па­тро­нов, бла­го­да­ря че­му на­сле­дие М. пре­крас­но со­хра­ни­лось.

Г. де Машо. Миниатюра из французской рукописи. 14 в. Национальная библиотека Франции.

В сво­ём твор­че­ст­ве М. «объ­е­ди­нил луч­шее в ис­кус­ст­ве двух ми­ров – уст­но­го и книж­но­го» (М. А. Са­по­нов). Про­дол­жая тра­ди­ции тру­ве­ров Жан­но де Лес­кю­ре­ля и Ада­ма де ла Аля, воз­вы­сил франц. пес­ню, ра­нее бы­то­вав­шую в уст­ной сре­де, до уров­ня «ком­по­зи­тор­ской» проф. му­зы­ки. С име­нем М. свя­зы­ва­ется взлёт по­пу­ляр­но­сти «ди» (dit) – жан­ра, со­вме­щав­ше­го по­этич. и про­за­ич. фраг­мен­ты и со­дер­жав­ше­го фи­лос. раз­мыш­ле­ния и ли­рич. опи­са­ния. Ма­ни­феста­ци­ей творч. кре­до М. стал сти­хотв. Про­лог к «Ска­за­нию о са­де» («Dit dou vergier», 1330-е гг.), на­пи­сан­ный ок. 1371, – пер­вый об­ра­зец по­эти­ки на франц. яз.; в нём М. опи­сал тра­диц. по­этич. жан­ро­вые фор­мы, пред­ста­вил по­эзию как часть ри­то­ри­ки, рас­смот­рел во­про­сы, ка­саю­щие­ся му­зы­ки. Сре­ди др. по­этич. про­из­ве­де­ний М. важ­ное ме­сто за­ни­ма­ют: «Прав­ди­вое ска­за­ние» («Voir dit», ок. 1364), со­дер­жа­щее цен­ные ав­то­био­гра­фич. за­мет­ки, 8 муз. вста­вок, а так­же пись­ма к Пе­рон­не, в ко­то­рых он об­су­ж­да­ет тех­ни­ку ком­по­зи­ции, осо­бен­но­сти вос­при­ятия и де­та­ли ин­тер­пре­та­ции собств. со­чи­не­ний; по­эма «Сна­до­бье Фор­ту­ны» («Remède de Fortune», до 1342) с 9 пье­са­ми, пред­став­ляю­щи­ми со­бой пол­ный ре­естр ли­рич. муз. жан­ров (форм). Твор­че­ст­во М. ока­за­ло ог­ром­ное влия­ние на франц. по­этов 14–16 вв.: Ж. Фру­ас­са­ра, Э. Де­ша­на, Кри­сти­ну Пи­зан­скую, А. Шар­тье, Кар­ла Ор­ле­ан­ско­го и др.

Му­зы­ка М. изы­скан­на и раз­но­об­раз­на. Его 4-го­лос­ная мес­са (т. н. мес­са Нотр-Дам – «во сла­ву Бо­го­ро­ди­цы»; 1-я пол. 1360-х гг.) – пер­вая в ис­то­рии ав­тор­ская мес­са (т. е. на­пи­сан­ная од­ним ком­по­зи­то­ром на пол­ный текст ор­ди­на­рия). Не­ко­то­рые из его ле (все­го 19) дос­ти­га­ют зна­чи­тель­ных (срав­ни­мых с мес­сой) мас­шта­бов, напр. «Ле об ис­точ­ни­ке» («Lay de la fonteinne»), где на­чаль­ное кур­туаз­ное об­ра­ще­ние к Пре­крас­ной Да­ме пе­ре­хо­дит в мо­лит­ву к «дру­гой Да­ме» – Бо­го­ро­ди­це, и «Ле об уми­ро­тво­ре­нии» («Lay de confort»). Ви­ре­ле (все­го 33), бал­ла­ды (42) и рондó (21) – од­но­го­лос­ные (по тра­ди­ции) или 2–4-го­лос­ные; сре­ди са­мых из­вест­ных: ви­ре­ле «О, неж­ная ми­лая да­ма» («Douce dame jolie») и «Ос­та­нусь пре­дан Вам» («Foy porter»); рон­до «Мой ко­нец – моё на­ча­ло» («Ma fin est mon commencement»; об­ра­зец ра­ко­ход­но­го ка­но­на) и «Сем­на­дцать, пять, три­на­дцать, че­тыр­на­дцать и пят­на­д­цать» («Dix et sept, cinq, trese, quatorse et quinse»; текст за­клю­ча­ет в се­бе ана­грам­му RENOP [PERON], име­ни под­ру­ги по­эта); бал­ла­ды «Из всех цве­тов» («De toutes flours») и «Да­ма, в ко­то­рой вся моя ра­дость» («Dame, de qui toute ma joie»; обе – из «Сна­до­бья Фор­ту­ны»). Для ис­пол­не­ния свет­ских пьес М. пред­по­ла­гал уча­стие муз. ин­ст­ру­мен­тов, од­на­ко в нот­ных ру­ко­пи­сях на­зва­ния ин­ст­ру­мен­тов не обо­зна­че­ны. М. при­над­ле­жат так­же 22 (или 23) по­ли­тек­сто­вых (на лат., франц., на том и дру­гом язы­ках од­но­вре­мен­но) 3–4-го­лос­ных мо­те­та; это наи­бо­лее слож­ная для вос­при­ятия часть его на­сле­дия. В боль­шин­ст­ве мо­те­тов фор­мо­об­ра­зую­щее зна­че­ние име­ет изо­рит­мия. Эта тех­ни­ка ком­по­зи­ции при­ме­не­на так­же в час­тях мес­сы, в го­ке­те «Да­вид» и да­же в пе­сен­ных жан­рах [пан-изо­рит­мия в бал­ла­де «Ес­ли лю­бовь не при­ну­ж­да­ет» («S’Amours ne fait par»)]. На ос­но­ве муз. со­чи­не­ний М. совр. нау­ка фор­ми­ру­ет свои пред­став­ле­ния о прин­ци­пах и ка­те­го­ри­ях ста­ро­мо­даль­ной гар­мо­нии; в них же [напр., в рон­до «Пусть я в заб­ве­ньи» («Puis qu'en oubli»)] об­на­ру­жи­ва­ют­ся но­ва­тор­ские чер­ты в рам­ках ста­рин­ной то­наль­но­сти (про­то­то­наль­но­сти), для ко­то­рой ха­рак­тер­ны трак­тов­ка тер­цо­вых струк­тур как не­со­вер­шен­ных дис­со­нан­сов, лег­ко уз­на­вае­мые на слух их раз­ре­ше­ния в со­вер­шен­ный кон­со­нанс квин­ток­та­вы.

Соч.: Œuvres /Éd. E. Hoepffner. P., 1908–1921. Vol. 1–3 [по­этич. соч.]; Poésies lyriques / Éd. V. Chichmaref. P., 1909. Vol. 1–2; Œuvres com­plétes. Monaco, 1977. Vol. 1–5 [муз. соч.]; Про­лог к «Ска­за­нию о са­де» / Пер. М. А. Са­по­но­ва // Ста­рин­ная му­зы­ка. 2000. № 4; Ла­тин­ские сти­хо­тво­ре­ния / Пер. О. Ле­бе­де­вой // Там же. 2004. № 3/4.

Лит.: Machabey A. G. de Machault. La vie et l'œuvre musical. P., 1955. Vol. 1–2; Egge­brecht H. H. Machauts Motette Nr.9 // Archiv für Musikwissenschaft. 1962–1963. № 19–20, 1968. № 25; Reaney G. G. de Machaut. L., 1971; Са­по­нов М. А. Мен­зу­раль­ная рит­ми­ка и ее апо­гей в твор­че­ст­ве Г. де Ма­шо // Про­бле­мы му­зы­каль­но­го рит­ма / Сост. В. Н. Хо­ло­по­ва. М., 1978; он же. «Строй­ные фор­мой лю­бов­ные пес­ни»... // Ста­рин­ная му­зы­ка. 2000. № 4; Cerquiglini J. G. de Machaut et l’écriture au XIVe siècle: «un engin si soutil». P., 1985; Leech-Wilkinson D. Machaut’s Mass: an in­troduction. Oxf., 1990; idem. Le Voir Dit and La Messe de Nostre Dame: aspects of genre and style in the late works of Machaut // Plain­song and Medieval Music. 1993. № 2; Earp L. G. de Machaut: a guide to research. N. Y.; L., 1995; Bétemps I. L’imaginaire dans l’œuvre de G. de Machaut. P., 1998; G. de Machaut: 1300–2000 /Éd. J. Cerquiglini-Toulet, N. Wil­kins. P., 2002; Robertson A. W. G. de Ma­chaut and Reims: context and meaning in his musical works. Camb., 2002; Ле­бе­дев С. Н. Super omnes spe­cio­sa. Ла­тин­ская по­эзия в му­зы­ке Г. де Ма­шо // Ста­рин­ная му­зы­ка. 2004. № 3/4; он же. Про­то­то­наль­ность в му­зы­ке за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния // Ad mu­sicum: к 75-ле­тию со дня ро­ж­де­ния Ю. Н. Хо­ло­по­ва. М., 2008.

Вернуться к началу