Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МИЙО́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 237

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МИЙО́ (Milhaud) Да­ри­юс (Дарь­я­веш) (4.9.1892, Экс-ан-Про­ванс – 22.6.1974, Же­не­ва), франц. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр и муз. пи­са­тель, чл. Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств (1956). В 1909–15 учил­ся в Па­риж­ской конс. у К. Ле­ру (гар­мо­ния), А. Же­даль­жа (по­ли­фо­ния), Ш. М. Ви­до­ра (ком­по­зи­ция), П. Дю­ка (ди­ри­жи­ро­ва­ние), в «Схо­ла кан­то­рум» у В. д’Эн­ди (ком­по­зи­ция и ди­ри­жи­ро­ва­ние); за­ни­мал­ся так­же у Ш. Кёк­ле­на. В 1913 в кон­цер­те «Не­за­ви­си­мо­го му­зы­каль­но­го об­ще­ст­ва» про­зву­чал его 1-й квар­тет (1912; М. ис­пол­нил пар­тию 1-й скрип­ки). В го­ды учё­бы по­зна­ко­мил­ся с Ж. Кок­то и П. Кло­де­лем; по­след­ний, став по­слом в Бра­зи­лии (1916–18), взял с со­бой М. в ка­че­ст­ве сек­ре­та­ря. В творч. со­дру­же­ст­ве с Кло­де­лем М. соз­дал му­зы­ку к сце­нич. три­ло­гии «Оре­стея» (по Эс­хи­лу): «Ага­мем­нон» (фи­наль­ная сце­на, 1913; кон­церт­ное ис­пол­не­ние 1927), «Хо­эфо­ры» (1916, пост. в 1935, Брюс­сель), «Эв­ме­ни­ды» (опе­ра-ора­то­рия, 1923, кон­церт­ное ис­пол­не­ние 1949, Брюс­сель; пол­но­стью три­ло­гия пост. в 1963, Зап. Бер­лин). Под впе­чат­ле­ни­ем от при­ро­ды, куль­ту­ры и бы­та Юж. Аме­ри­ки соз­дал ба­лет «Че­ло­век и его же­ла­ния» (либр. Кло­де­ля на ос­но­ве браз. фольк­ло­ра, 1918), «Бра­зиль­ские тан­цы» и ряд др. про­из­ве­де­ний. Вер­нув­шись в Па­риж, стал чле­ном «Шес­тёр­ки» и со­ав­то­ром шоу-ба­ле­та «Но­во­брач­ные на Эй­фе­ле­вой баш­не» (по Кок­то; 1921, Па­риж). В эс­те­ти­ке мю­зик-хол­ла с эле­мен­та­ми джа­за и лат.-амер. му­зы­ки на­пи­сал ко­мич. ба­лет-пан­то­ми­му «Бык на кры­ше» (по Кок­то; 1920, Па­риж), в ду­хе итал. ко­ме­дии дель ар­те – ба­лет «Са­лат» (1924, Па­риж). По за­ка­зу С. П. Дя­ги­ле­ва соз­дал ба­лет («тан­це­валь­ную опе­рет­ту») «Го­лу­бой экс­пресс» на совр. бы­то­вую те­ма­ти­ку (либр. Кок­то; 1924, Па­риж). В 1920-е гг. кон­цер­ти­ро­вал в Ев­ро­пе (в 1926 в СССР), США. Друзь­я­ми М. бы­ли Э. Са­ти, С. С. Про­кофь­ев, П. Хин­де­мит. Вме­сте с др. чле­на­ми «Шес­тёр­ки» при­ни­мал уча­стие в ра­бо­те Нар. муз. фе­де­ра­ции (с 1936). На­пи­сал (в со­ав­тор­ст­ве) му­зы­ку к дра­ме Р. Рол­ла­на «14 ию­ля», хор «Ру­ка, про­тя­ну­тая всем» (на сти­хи Ш. Вильд­ра­ка; впер­вые ис­пол­нен в 1937 на Все­мир­ном кон­грес­се Ас­самб­леи про­тив ра­сиз­ма и ан­ти­се­ми­тиз­ма). В 1940, спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ний на­цис­тов, эмиг­ри­ро­вал в США, пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Миллс-кол­лед­же (Ок­ленд, штат Ка­ли­фор­ния). В 1947 вер­нул­ся во Фран­цию, в 1948–67 проф. Па­риж­ской конс. (класс ком­по­зи­ции); при этом про­дол­жал пре­по­да­вать в США. Пред. Нац. муз. ко­ми­те­та (1966).

Сре­ди ком­по­зи­то­ров «Шес­тёр­ки» про­явил се­бя как са­мый дерз­кий но­ва­тор-ур­ба­нист, со вре­ме­нем, од­на­ко, за­нял бо­лее уме­рен­ную по­зи­цию. Для сти­ля М. ха­рак­тер­ны по­ли­то­наль­ность, про­стая в сво­ей ос­но­ве ме­ло­ди­ка, во­брав­шая рит­мы и ин­то­на­ции му­зы­ки Юж. и Сев. Аме­ри­ки, в т. ч. джа­за (сюи­та «Бра­зиль­ские го­ро­да»; ба­лет «Со­тво­ре­ние ми­ра» по рас­ска­зу Б. Сан­д­ра­ра, 1923, Па­риж), эле­мен­ты про­ван­саль­ско­го («Про­ван­саль­ская сюи­та», 1936, «Кар­на­вал в Эк­се», «Че­ты­ре на­род­ные пес­ни Про­ван­са» и др.) и евр. (пре­им. се­фард­ско­го) фольк­ло­ра («Ев­рей­ские на­род­ные пес­ни», 1925, «Семь тан­цев Эрец-Ис­ра­эль», 1946, и др.). На­зы­вая се­бя «фран­цу­зом из Про­ван­са иу­дей­ской ве­ры», М. от­дал дань евр. тра­диц. и совр. сю­же­там и об­раз­ам: хо­рео­гра­фич. сюи­та «Сны Иа­ко­ва» (1949); опе­ра «Да­вид» (1953, либр. А. Лю­не­ля; на­пи­са­на по за­ка­зу Мин-ва об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Из­раи­ля для фес­ти­ва­ля в Ие­ру­са­ли­ме, 1954); квар­тет «Ца­ри­ца Сав­ская» (1939); для хо­ра и ор­ке­ст­ра (тек­сты на ив­ри­те) – «Ба­рух ха-Шем» (1944), «Кад­диш» (1945); фп. сюи­та «Се­ми­свеч­ник» (1951); му­зы­ка к спек­так­лю «Са­ул» (1954); кан­та­та «Бар-миц­ва» (1961 – к 13-ле­тию про­воз­гла­ше­ния Гос-ва Из­ра­иль); «Ода Ие­ру­са­ли­му» для ор­ке­ст­ра (1973), «Ани маа­мин» (по­след­нее соч., 1974) и др. Сре­ди др. со­чи­не­ний: опе­ры – «Не­счастья Ор­фея» (1925, Брюс­сель), «Эс­фирь из Кар­пан­тра» (1927, пост. в 1938, Па­риж), «Бед­ный мат­рос» (1927, там же), «Хри­сто­фор Ко­лумб» (по Кло­де­лю; 1930, Бер­лин), «Бо­ли­вар» (1950, Па­риж), «опе­ры-ми­нут­ки» «По­хи­ще­ние Ев­ро­пы», «По­ки­ну­тая Ари­ад­на», «Ос­во­бо­ж­де­ние Те­зея» (1927–28, Ба­ден-Ба­ден); кан­та­та «Ог­нен­ный за­мок» (по­свя­ще­на па­мя­ти по­гиб­ше­го в фа­ши­ст­ском конц­ла­ге­ре пле­мян­ни­ка М., 1954); 12 сим­фо­ний (1939–61; 3-я – Те Deum, с хо­ра­ми, по­свя­ще­на По­бе­де, 1946; 4-я по­свя­ще­на 100-ле­тию Ре­во­лю­ции 1848 г., 1947; 12-я – «Сель­ская», 1961); 18 струн­ных квар­те­тов; сюи­та «Ска­ра­муш» для 2 фп.; ки­но­му­зы­ка.

Соч.: По­ли­то­наль­ность и ато­наль­ность // К но­вым бе­ре­гам. 1923. № 3; Études. P., 1927; Notes sur E. Satie. N. Y., 1946; Entre­tiens avec C. Rostand. P., [1952]; Correspondan­ce P. Clau­del – D. Milhaud. P., 1961; Го­во­рит Д. Мийо // Со­вет­ская му­зы­ка. 1962. № 9; За­мет­ки без му­зы­ки (фраг­мен­ты) // Там же. 1963. № 2–3; Ma vie heureuse. P., 1973; Notes sur la musique: essais et chroniques. P., 1982; Correspondance: J. Cocteau – D. Milhaud. 2 éd. Saint-Denis; P., 1999.

Лит.: Соllаеr Р. D. Milhaud. Antwerpen, 1947. Gen., 1982; Вeck G. D. Milhaud. P., 1956; Дю­ме­ниль Р. Со­вре­мен­ные фран­цуз­ские ком­по­зи­то­ры груп­пы «шес­ти». Л., 1964; Roy J. D. Milhaud. L’homme et son œuvre. P., 1968; Braga A. D. Milhaud. Napoli, 1969; Шне­ер­сон Г. Фран­цуз­ская му­зы­ка XX в. М., 1970; Фи­лен­ко Г. Мийо // Му­зы­ка XX в. Очер­ки. М., 1982. Ч. 2. Кн. 4; Catalogue des œuvres de D. Milhaud. Gen., 1982; Ко­ко­ре­ва Л. Д. Мийо. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1986; Drake J. The operas of D. Milhaud. N. Y.; L., 1989; Bloch F. D. Milhaud. P., 1992; Lunel A. Mon ami D. Milhaud. Aix-en-Provence, 1992; Rosteck J. D. Milhauds Claudel-Opern: Christophe Co­lomb und L’Orestie d’Eschyle. Laaber, 1995.

Вернуться к началу