МЯСКО́ВСКИЙ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЯСКО́ВСКИЙ Николай Яковлевич [8(20).4.1881, Новогеоргиевск, ныне Модлин, Польша – 8.8.1950, Москва], рос. композитор, педагог, муз. критик, нар. арт. СССР (1946). Сын воен. инженера Я. К. Мясковского (убит в 1918 на улице в Петрограде). В 1888 семья переехала в Оренбург, в 1889 в Казань. С 1893 М. учился в Нижегородском кадетском корпусе. В 1895 в связи с назначением отца переехал в С.-Петербург, занимался музыкой с домашним учителем А. С. Стунеевым и двоюродным братом отца – скрипачом К. Б. Брандтом, играл в любительском симфонич. оркестре. Под впечатлением услышанной 6-й симфонии П. И. Чайковского (1896, дирижёр А. Никиш) начал брать уроки гармонии у руководителя оркестра кадетов Н. И. Казанли, в 1898 написал первые муз. пьесы. В 1899–1902 учился в воен.-инж. уч-ще, по окончании которого переведён в Москву. По рекомендации Н. А. Римского-Корсакова обратился к С. И. Танееву, который направил его к Р. М. Глиэру для занятий гармонией (1903). В 1904 получил назначение в 19-й сапёрный батальон под С.-Петербургом, одновременно продолжал занятия контрапунктом, фугой, муз. формой и оркестровкой под рук. И. И. Крыжановского, общался с участниками концертного об-ва «Вечера современной музыки», с поэтами С. М. Городецким, М. А. Кузминым, Вяч. И. Ивановым. В 1906–11 учился в С.-Петерб. конс. (классы композиции, гармонии, полифонии А. К. Лядова, инструментовки – Римского-Корсакова, муз. формы – Я. Витолса), к окончанию конс. представил струнные квартеты № 3–4. Тогда же подружился с С. С. Прокофьевым и Б. В. Асафьевым, творч. и личное общение с которыми продолжалось до конца дней. В 1911 познакомился с дирижёром К. С. Сараджевым – первым исполнителем мн. его сочинений. В том же году начал сотрудничать с моск. ж. «Музыка» (гл. ред. В. В. Держановский), в котором напечатал 114 статей. В Москве прошли премьеры симфонич. поэм «Молчание» (1911) и «Аластор» (1914), 2-й симфонии (1912), в Павловске – 1-й симфонии (1914). М. участвовал в 1-й мировой войне (1914–16) в чине поручика сапёрной роты, после контузии переведён на строительство крепости в Ревель (ныне Таллин). После 1917 перешёл в Красную Армию (демобилизован в 1921).
С 1918 в Москве. В 1919 избран в бюро Коллектива моск. композиторов, стал постоянным участником муз. собраний у П. А. Ламма. Продолжил муз.-критич. деятельность: в 1920-е гг. работал в журналах «К новым берегам», «Музыкальная культура» и «Современная музыка». В 1924 состоялась премьера самого значит. сочинения М. – трагической 6-й симфонии (написана в 1923). В 1926 ездил в Варшаву вместе с Б. Л. Яворским на открытие памятника Ф. Шопену и в Вену в связи с подготовкой там к изданию партитур 7-й и 8-й симфоний (единственная поездка М. за границу). В 1931 вышел из состава Ассоциации современной музыки, в 1932 избран в состав оргкомитета Союза сов. композиторов. В 1933–39 вёл активную муз.-обществ. деятельность: член худож. советов Всесоюзного радиокомитета, Моск. филармонии, К-та по делам искусств при СМ СССР, К-та по присуждению Сталинских (Гос.) премий СССР (до 1948), жюри разл. конкурсов, редколлегии ж. «Советская музыка» (до 1948). В 1941–1942 в эвакуации (Кабардино-Балкария, Грузия, Киргизия) написал 23-ю симфонию. В послевоенные годы в осн. жил на даче Ламма на Николиной Горе.
В 1948 в постановлении ЦК ВКП(б) «Об опере В. И. Мурадели "Великая дружба"» М. подвергся жёсткой офиц. критике (обвинён в «низкопоклонстве перед западом» и «формализме»), однако в отличие от коллег сохранил твёрдую личную позицию и не выступал с компромиссными заявлениями. Последние годы жизни уединённо работал, сочинил неск. фп. сонат, 27-ю симфонию, 13-й квартет, составил сборник вокальных произведений «Из разных лет».
М. был выдающимся педагогом (с 1921 проф. класса сочинения в Моск. конс.), среди его учеников: Г. Г. Галынин, Е. К. Голубев, Д. Б. Кабалевский, В. Н. Крюков, А. Л. Локшин, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, Н. И. Пейко, Л. А. Половинкин, М. Л. Старокадомский, В. Г. Фере, А. И. и К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, В. Я. Шебалин, А. Я. Эшпай.
Один из крупнейших композиторов 20 в., автор 27 симфоний и ряда др. сочинений для оркестра, многочисл. произведений камерной инструментальной и вокальной музыки. В муз. стиле и технике композиции М. в целом очевидна преемственность с отеч. симфонич. традициями, при этом в сочинениях, созданных до нач. 1930-х гг., сильна связь с современными ему худож. течениями (в 6-й симфонии, ряде фп. пьес, романсов и др. – влияние А. Н. Скрябина, муз. экспрессионизма). М., как и его предшественники А. К. Глазунов и С. И. Танеев, чрезвычайно высоко ценил мастерство как основу творчества, для него характерны совершенное владение полифонией, формой, инструментовкой, гармоническая изобретательность. В оркестре он отводил важную роль чистым тембрам, солирующим инструментам. Из ранних симфоний наиболее заметна 3-я (1914). В симфониях М. нередко цитировал мелодич. материал, придавая ему символич. значение: в 5-й симфонии (1918) звучит ряд нар. тем, которые композитор записал, находясь на фронте; в 6-й (1923) – духовный стих «Что мы видели» («О расставании Души с Телом»), мотив католич. секвенции «Dies irae», мелодии песен Франц. революции («Карманьола» и «Ça ira»). Нар. песни звучат в 7-й (1922), 8-й (1925), 9-й (1927), 12-й (1932), 16-й (1936), 23-й (1941; кабард.-балк. темы) симфониях, а также в Симфониетте, Серенаде, Лирическом концертино (все 1929); в 26-й симфонии (1948) слышны др.-рус. церковные распевы. В ряде сочинений М. пытался найти худож. компромисс между традицией и новым «пролетарским духом», однако эти сочинения не относятся к числу лучших: 18–20-я симфонии (1937; 1939, для духового оркестра; 1940), Концерт для скрипки с оркестром (1938), кантаты «Киров с нами» (1942) и «Кремль ночью» (1947). Мелодический дар М. нашёл полное воплощение в одночастной 21-й симфонии (1940). В 27-й симфонии (1949) торжеств. марш в финале, уравновешивающий драматизм двух первых частей, символически подводит итог творч. пути композитора.
Значит. место в творчестве М. занимают камерные ансамбли, вершины – струнные квартеты № 5 (1939), № 9 (1943) и № 13 (1949), 2 сонаты для виолончели и фп. (1911, 2-я ред. 1930; 1948), Соната для скрипки и фп. (1947). Фп. сонаты (всего 9) отличаются монументальностью форм и драматизмом, а фп. пьесы (наиболее популярны сб-ки «Воспоминания», 1927, и «Пожелтевшие страницы», 1928) продолжают традиции программной фп. музыки, идущие от П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, А. К. Лядова. Разнообразная по языку вокальная лирика (св. 100 романсов и песен) включает в себя сочинения на стихи З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Иванова, К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова, С. П. Щипачёва.
Гос. пр. СССР (1941; 1946 – дважды, 1950, 1951). Награждён орденом Ленина (1943).
В 2006 именем М. назван Белый зал Моск. консерватории. В 2009 состоялся Междунар. конкурс молодых композиторов им. Н. Я. Мясковского.