ПАРО́ДИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРО́ДИЯ в музыке, 1) в мессе эпохи Возрождения П. – цитирование композитором чужого (реже собственного) фрагмента многоголосного вокального сочинения: шансон (оригинал мог иметь текст фривольного содержания, как, напр., популярная шансон «Susanne un jour» – «Однажды Сюзанна»), мотета, мессы. Термин «П.» в этом значении ввёл в науч. оборот А. В. Амброс (1868) и поддержал нем. музыковед П. Вагнер в своей работе «История мессы» (1913). В историч. документах (нотах, муз.-теоретич. трактатах) вместо слова «П.» часто встречается лат. термин «имитация» (missa ad imitationem; букв. – месса в подражание), которого ныне принято избегать в связи с возможной терминологич. путаницей (имитация – осн. приём полифонической техники). При разработке цитаты композитор мог отключить отд. голоса оригинала и/или приписать собств. новые. Основоположником техники П. считается Жоскен Депре (примеры месс-пародий в его творчестве – «Malheur me bat», «Mater Patris» и «Fortuna desperata»), ранний образец жанра есть также у А. Брюмеля (месса «De dringhs» на собств. шансон «Tous les regretz» – «Все печали [мира]»). К сер. 16 в. большинство авторов использовали именно эту технику, особенно часто её применял Дж. П. да Палестрина: св. 50 его месс содержат П. на собств. или заимствованные многоголосные модели (напр., месса «Assumpta est Maria»). Среди др. авторов месс-пародий: Ф. де Монте, Я. Климент-не-папа, А. Вилларт, О. Лассо, К. де Моралес, Т. Л. де Виктория (месса «O quam gloriosum»), Н. Гомберт, К. Монтеверди (месса «In illo tempore»). После запрета на использование в церковной музыке заимствований светского тематич. материала, установленного Тридентским собором, количество месс-пародий в Италии сократилось, в то время как в Германии ощутимой реакции композиторов на этот запрет не последовало. Технику П. систематически изложил итал. теоретик музыки П. Чероне в большом трактате «El melopeo y maestro» (1613). От месс-пародий следует отличать мессы-парафразы (см. в ст. Парафраза). 2) То же, что контрафактура. 3) Разработка автором муз. материала собств. сочинений в новом произведении. Образцы – у И. С. Баха, вокальные сочинения которого часто сочетают контрафактуру ранее созданной композиции и авторскую переработку; пример инструментальной П. – Концерт a-moll для клавесина, флейты, скрипки и струнных BWV 1044, части которого включают материал Трио-сонаты BWV 527 и Фуги для клавира BWV 894. 4) Пародийность в смысле воспроизведения свойств к.-л. муз. материала в иронич. ключе свойственна мн. стилевым направлениям (неоклассицизм, авангардизм) и жанрам (оперетта).