Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГИМН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 137-138

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев, Т. Г. Юрченко

ГИМН (греч. ὕμνος, лат. hymnus), 1) хва­леб­ная песнь, об­ра­щён­ная ча­ще все­го к бо­же­ст­ву, а так­же к ца­рю, ге­рою и т. п. Древ­ней­шие Г. – шу­ме­ро-ак­кад­ские (3-е тыс. до н. э.), др.-еги­пет­ские («Гимн Ато­ну», при­пи­сы­вае­мый Эх­на­то­ну, 14 в. до н. э.), др.-ин­дий­ские (Риг­ве­да, 10 в. до н. э.) и др.-ев­рей­ские (гим­нич. ха­рак­тер име­ют хва­леб­ные псал­мы Вет­хого За­ве­та). В Древ­ней Гре­ции раз­ли­ча­лись Г.: по­свя­щён­ные Апол­ло­ну – пеа­ны; по­свя­щён­ные Дио­ни­су – ди­фи­рам­бы; ис­пол­няв­шие­ся во вре­мя ше­ст­вий – про­со­дии; для де­вичь­их хо­ров – пар­фе­нии; со­про­во­ж­дав­шие­ся пля­ской – ги­пор­хе­мы. Муз.-по­этич. фор­ма ан­тич­но­го Г. не рег­ла­мен­ти­ро­ва­на. Ри­ту­аль­ные Г. не со­хра­ни­лись, ги­по­те­ти­че­ски ре­кон­ст­руи­ру­ет­ся их трёх­ча­ст­ное строе­ние (по об­раз­цу мо­литв в «Илиа­де» Го­ме­ра): при­зы­ва­ние бо­же­ст­ва и/или об­ра­ще­ние к не­му; про­слав­ле­ние ве­ли­чия бо­же­ст­ва и из­ло­же­ние ми­фа о нём; прось­ба-мо­ле­ние о по­мо­щи. Т. н. Го­ме­ро­вы гим­ны (при­пи­сы­вав­шие­ся в древ­но­сти Го­ме­ру гек­са­мет­рич. сти­хи), гим­нич. по­эзия Сте­си­хо­ра, Пин­да­ра, Кал­ли­ма­ха, Го­ра­ция, ор­фи­че­ские Г. соз­да­ва­лись без рас­чё­та на ри­ту­аль­ное пе­ние, хо­тя мог­ли быть ис­поль­зо­ва­ны и в ри­туа­ле. Не­со­мнен­но, все Г. рас­пе­ва­лись, од­на­ко со­хра­нив­шие­ся цель­ные об­раз­цы но­ти­ро­ван­ных Г. еди­нич­ны (2 дель­фий­ских Г. 2 в. до н. э., гим­ны Му­зе, Ге­лио­су и Не­ме­си­де кри­тя­ни­на Ме­со­ме­да, нач. 2 в. н. э.). Пер­вую по­пыт­ку клас­си­фи­ка­ции Г. предпринял ри­тор Ме­нандр (3–4 в. н. э.), от­не­ся жанр к тор­же­ст­вен­но­му крас­но­ре­чию и оп­ре­де­лив его как ча­ст­ный слу­чай по­хваль­ных ре­чей.

2) Пес­но­пе­ние на не­биб­лей­ский текст в хри­сти­ан­ском бо­го­слу­же­нии. Не­ред­ко Г. со­дер­жит па­ра­фра­зу биб­лей­ско­го тек­ста. Один из пер­вых со­хра­нив­ших­ся но­ти­ро­ван­ных хри­сти­ан­ских Г. – на па­пи­ру­се из Ок­си­рин­ха (3 в. н. э.). О Г. в пра­во­слав­ной церк­ви см. в ст. Гим­но­гра­фия.

В прак­ти­ке ка­то­лич. бо­го­слу­же­ния (ла­тин­ско­го об­ря­да; см. Гри­го­ри­ан­ский хо­рал) по­этич. стро­фы Г. рас­пе­ва­ют­ся на од­ну и ту же ме­ло­дию (обыч­но не­боль­шой про­тя­жён­но­сти и с ог­ра­нич. ко­ли­че­ст­вом рас­пе­ва – без юби­ля­ций, 1–2 то­на на слог тек­ста), стро­ки по­ют­ся по­оче­рёд­но дву­мя по­лу­хо­рия­ми (см. Ан­ти­фон­ное пе­ние). Тек­сты и на­пе­вы со­дер­жат­ся в оби­ход­ных кни­гах (ан­ти­фо­на­ри­ях) в об­щем ря­ду пес­но­пе­ний оф­фи­ция, а так­же от­дель­но – в гим­на­ри­ях (но­ти­ро­ван­ные гим­на­рии из­вест­ны с 10 в.). Совр. «со­лем­ский» гим­на­рий (Liber hymnarius. Solesmes, 1983) вклю­ча­ет 418 гим­нов. Сре­ди са­мых по­пу­ляр­ных ка­то­лич. Г.: Te Deum (тра­диция при­пи­сы­ва­ет его ав­тор­ст­во Ам­вро­сию Ме­дио­лан­ско­му), «Veni Creator Spi­ritus» («При­иди, Дух жи­во­тво­ря­щий»; ав­тор­ст­во тек­ста при­пи­сы­ва­ют Хра­ба­ну Мав­ру), «Pange lingua» («Хва­ли, язык»; 2 ва­ри­ан­та – на тек­сты Ве­нан­ция Фор­ту­на­та и Фо­мы Ак­вин­ско­го). В сред­ние ве­ка лат. Г. (с 9 в. поч­ти ис­клю­чи­тель­но риф­мо­ван­ные) со­став­ля­ют об­шир­ную об­ласть ре­лиг. ли­ри­ки. Г. пи­са­ли Иси­дор Се­виль­ский, Бе­да Дос­то­поч­тен­ный, Па­вел Диа­кон, Ал­ку­ин, Ва­лаф­рид Стра­бон, Гер­ман из Рай­хе­нау и др. Ав­то­ры мн. гим­нов [в т. ч. зна­ме­ни­то­го «Ave maris stella» («Ра­дуй­ся, Звез­да мор­ская»)] не­из­вест­ны. Близ­ки Г. (и хва­леб­ным псал­мам) не­ко­то­рые пес­ни биб­лей­ские, напр. маг­ни­фи­кат. Тен­ден­ция к соз­да­нию Г. на нац. язы­ках (Г. св. Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го на итал. яз. – «Песнь о солн­це», па­ра­фра­за Пс. 148), ок­реп­шая в пе­ри­од Ре­фор­ма­ции (см. Гу­сит­ские пес­ни, Про­тес­тант­ский хо­рал), при­во­дит к ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию с 16 в. по­этич. пе­ре­ло­же­ний псал­мов.

3) Сти­хо­тво­ре­ние свет­ской те­ма­ти­ки, пред­став­ляю­щее со­бой вос­хва­ле­ние ко­го-ли­бо или че­го-ли­бо, серь­ёз­ное или шут­ли­вое (та­ко­вы, напр., Г. ва­ган­тов ви­ну и Ба­ху­су). К жан­ру Г. об­ра­ща­лись во Фран­ции по­эты «Плея­ды», Ф. Ма­лерб; в Гер­ма­нии – Ф. Г. Клоп­шток, Ф. Гёль­дер­лин, И. В. Гё­те, Но­ва­лис, А. фон Пла­тен, Ф. Ниц­ше, И. Р. Бе­хер; в Ав­ст­рии – Р. М. Риль­ке; в Анг­лии – Э. Спен­сер, Дж. Донн, Дж. Миль­тон, Дж. Том­сон, Дж. Китс, А. Ч. Су­ин­берн; в Ита­лии – А. Манд­зо­ни, Дж. Кар­дуч­чи и др. При­ме­ры свет­ских Г. в рус. по­эзии – па­ро­дий­ный «Гимн бо­ро­де» М. В. Ло­мо­но­со­ва (1756–57), «Гимн в честь чу­мы» из «Пи­ра во вре­мя чу­мы» А. С. Пуш­ки­на (1830), «Гимн ог­ню» (1900) и «Гимн солн­цу» (1903) К. Д. Баль­мон­та, Г. су­дье, обе­ду, учёно­му, кри­ти­ку В. В. Мая­ков­ско­го.

4) Пес­ня тор­же­ст­вен­но­го ха­рак­те­ра, слу­жа­щая муз. сим­во­лом го­су­дар­ст­ва (напр., Гос. гимн РФ), со­ци­аль­ной груп­пы («Гау­деа­мус» – сту­денч. Г.), по­в­стан­че­ско­го дви­же­ния, по­ли­тич. пар­тии.

Изд. тек­стов: Analecta hymnica medii aevi / Hrsg. von C. Blume, G. M. Dreves. Lpz., 1886–1922. Bd 1–55.

Нот­ные изд.: Monumenta monodica medii aevi / Hrsg. von B. Stäblein. Kassel, 1956–. Bd 1–.

Лит.: Gerber R. Zur Geschichte des mehr­stimmigen Hymnus. Kassel, 1965; Daniele­wicz J. Morfologia hymnu antycznego. Poz­nań, 1976; Руб­цо­ва Н. А. Фор­ма об­ра­ще­ния как кон­ст­руи­рую­щий прин­цип гим­ни­че­ско­го жан­ра // По­эти­ка древ­не­гре­че­ской ли­те­ра­ту­ры. М., 1981; Гас­па­ров М. Л. Древ­не­гре­че­ская хо­ро­вая ли­ри­ка; То­пи­ка и ком­по­зи­ция гим­нов Го­ра­ция // Гас­па­ров М. Л. Об ан­тич­ной поэ­зии. М., 2000; Сер­гее­ва О. А. «Све­те Ти­хий». Цер­ков­ный гимн в рус­ской по­эзии: Ис­то­рия. Бо­го­сло­вие. Ме­та­фи­зи­ка. Лин­гвис­ти­ка. По­эти­ка. Ве­ли­кий Нов­го­род, 2002.

Вернуться к началу