Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГЛАСС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дубинец

ГЛАСС (Glass) Фи­лип (р. 31.1.1937, Бал­ти­мор, штат Мэ­ри­ленд), амер. ком­по­зи­тор. Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей ми­ни­ма­лиз­ма. Окон­чил Чи­каг­ский ун-т (1956) и Джуль­ярд­скую шко­лу (1961; ком­по­зи­цию изу­чал у У. Бер­гс­мы и В. Пер­си­кет­ти). В 1963–64 ста­жи­ро­вал­ся по тео­рии му­зы­ки и ком­по­зи­ции у Н. Бу­лан­же в Па­ри­же. По­сле зна­ком­ст­ва с Ра­ви Шан­ка­ром (но­ти­ро­вал его им­про­ви­за­ции на си­та­ре) на­чал изу­чать инд. тра­диц. му­зы­ку. В кон. 1960-х гг. раз­ра­бо­тал спе­ци­фич. тип ан­самб­ле­вой му­зы­ки, в ко­то­рой зву­ча­ние ка­ж­до­го ин­ст­ру­мен­та уси­ле­но че­рез мик­ро­фо­ны, ис­поль­зо­ва­на ре­пе­ти­тив­ная тех­ни­ка, функ­цио­наль­ная гар­мо­ния, рит­ми­ка близ­ка рок-му­зы­ке. До кон. 1970-х гг. со­чи­нял гл. обр. для «Ан­самб­ля Фи­ли­па Глас­са» (ор­га­ни­зо­вал его в 1968) и для ос­но­ван­ной им те­ат­раль­ной ком­па­нии «Mabou Mines». В 1974 соз­дал од­но из сво­их са­мых из­вест­ных со­чи­не­ний «Му­зы­ка в 12 час­тях», где вы­сту­пил как по­сле­до­ва­тель­ный ми­ни­ма­лист. В со­труд­ни­че­ст­ве с реж. Р. Уил­со­ном по­ста­вил эф­фект­ную ми­ни­ма­ли­ст­скую опе­ру-кан­та­ту с вир­ту­оз­ны­ми хо­ро­вы­ми во­ка­ли­за­ми и дра­ма­тич. мо­но­ло­га­ми «Эйн­штейн на пля­же» (Авинь­он, Фран­ция, 1976), ис­поль­зую­щую воз­мож­но­сти муль­ти­ме­дий­но­го те­ат­ра (све­то- и зву­ко­тех­ни­ка). Это про­из­ве­де­ние по­лу­чи­ло об­ществ. ре­зо­нанс в Зап. Ев­ро­пе и США и оп­ре­де­ли­ло даль­ней­шее на­прав­ле­ние дея­тель­но­сти ком­по­зи­то­ра. Впо­след­ст­вии Г. час­то об­ра­щал­ся к опер­но­му жан­ру, пи­сал му­зы­ку к дра­ма­тич. спек­так­лям и ки­но­филь­мам (в т. ч. к филь­мам Г. Ред­жо, Ж. Кок­то и М. Скор­се­зе). Отой­дя от ми­ни­ма­лиз­ма, Г. с кон. 1980-х гг. экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет в рам­ках бо­лее тра­диц. тех­ник ком­по­зи­ции и жан­ров (Concerto grosso, 1992; «не­оклас­си­че­ская» Сим­фо­ния № 3, 1995). Сре­ди др. со­чи­не­ний: св. 20 опер, в т. ч. «Сатья­гра­ха» (1980, Рот­тер­дам), «Эх­на­тон» (1984, Штут­гарт), «Пу­те­ше­ст­вие» (1992, Нью-Йорк), «Ис­пра­ви­тель­ная ко­ло­ния» (по Ф. Каф­ке, 2000, Си­этл), «В ожи­да­нии вар­ва­ров» (по Дж. М. Кут­зее, 2005, Эр­фурт), 8 ба­ле­тов, 8 сим­фо­ний, ин­ст­ру­мен­таль­ные кон­цер­ты с ор­ке­ст­ром. В 2003 Г. со сво­им ан­самб­лем га­ст­ро­ли­ро­вал в Рос­сии.

Соч.: Music by Ph. Glass. N. Y., 1987.

Лит.: Wri­tings on Glass: essays, interviews, сriti­cism / Ed. R. Kostelanetz. Berk., 1999; Potter K. Four musical minimalists. Camb.; N. Y., 2000.

Вернуться к началу