ГОРЛОВО́Е ПЕ́НИЕ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОРЛОВО́Е ПЕ́НИЕ, название ряда специфич. приёмов пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, типичных для традиц. муз. культур Сибири. Выделяются 2 осн. разновидности. Первая из них характеризуется наличием одного или нескольких ярко звучащих призвуков, более низких, чем основной тон (см. в ст. Унтертон). Призвуки возникают при взаимодействии вибрации голосовых связок («обычный» голос) с колебаниями т. н. релаксационного типа (чередование смыкания и размыкания связок под действием струи воздуха, проходящей через узкую голосовую щель). Для такого взаимодействия характерен режим деления частоты, при котором и возникают призвуки (октава соответствует делению частоты осн. тона на 2, дуодецима – на 3, двойная октава – на 4). Спектр звука (и, соответственно, его тембр) изменяется в сторону насыщенности высокими обертонами. Нижний унтертон может восприниматься как осн. тон. Эта разновидность Г. п. распространена в эпич. традициях тюрок Юж. Сибири (алтай-кижи, теленгиты, хакасы, отчасти шорцы). Сходные явления наблюдаются в традиц. музыке др. народов.
Вторая разновидность Г. п. представляет собой сольное двухголосие (многоголосие) – одновременное звучание неподвижного низкого основного тона и одного высокого (изредка двух), изменяющегося по высоте. «Верхний голос», иногда довольно развитой, движется по обертонам (обычно используются 4–13-й обертоны). Возможно использование звуков, лежащих между обертонами (звучат значительно слабее). Явление сольного многоголосия объясняется высоким акустич. качеством гортани и надгортанных резонаторов (полости глотки и рта): система резонаторов существенно усиливает обертон, на который она настроена; изменяя настройку резонаторов, исполнитель усиливает разные обертоны, получая обертоновую мелодию. Согласно др. теории, высокий звук сольного двухголосия – это свист, возникающий при прохождении воздуха через сужение, образованное сильно сведёнными вестибулярными (ложными) связками. Наиболее распространено в Туве (под назв. хоомей), где наделено высокой худож. и культурной значимостью, отличается стилевой дифференцированностью. Предположительно тувинский хоомей лежит в основе сходных традиций у монголов, юж. алтайцев, хакасов, башкир, калмыков, тибетцев. Близкие явления зафиксированы на Балканах, Корсике, в Юж. Африке и др. регионах.