ГРИГ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИГ (Grieg) Эдвард (Эдвард Хагеруп, Hagerup) (15.6.1843, Берген – 4.9.1907, там же), норв. композитор, пианист, дирижёр и обществ. деятель. Чл. Швед. муз. академии (1872), Французской академии изящных искусств (1889), Берлинской академии (1897). Крупнейший представитель норвежской композиторской школы. Сын коммерсанта, занимавшего должность британского консула (предки Г. были выходцами из Шотландии). Музыке обучался первоначально у матери, пианистки Гесины Хагеруп-Григ, в 1858–62 – в Лейпцигской конс.: по композиции у К. Рейнеке, по фп. у И. Мошелеса. Первые опубликованные фп. пьесы op. 1 и песни на слова нем. поэтов op. 2 написаны под влиянием музыки Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона и Р. Шумана. В 1863 Г. продолжил занятия у Н. Гаде в Копенгагене, там же познакомился с Р. Нурдроком, повлиявшим на становление творч. индивидуальности композитора. Пробуждению у Г. интереса к норв. нар. творчеству способствовали также У. Булль и Х. Хьерульф. С целью пропаганды произведений сканд. композиторов Г. организовал (совм. с Нурдроком, Э. Хорнеманом и др.) муз. об-во «Евтерпа», в котором выступал с концертами, в т. ч. исполняя собств. сочинения (талант молодого Г. высоко оценил Х. К. Андерсен). Самобытные черты дарования Г. ярко проявились в фп. сонате e-moll, 1-й сонате для скрипки и фп. F-dur, «Юморесках» для фп. (все 1865), увертюре «Осенью» (1866, 2-я ред. – 1887), песнях (в т. ч. «Люблю тебя» и «Сердце поэта» из цикла «Мелодии сердца» на стихи Андерсена, 1864).
В 1866 Г. поселился в Кристиании (ныне Осло), где в 1867 основал учебное заведение – Муз. академию, дирижировал концертами, в 1871 организовал (совм. с Ю. Свенсеном) Муз. об-во (ныне Филармонич. об-во). Неоднократно (впервые в 1865–66) посещал Италию, где встречался с Г. Ибсеном и Ф. Листом. Мировую славу композитору принёс Концерт для фп. с оркестром a-moll (1868). Большое значение имела его дружба с Б. Бьёрнсоном, произведения которого вдохновили Г. на создание опер «Улаф Трюгвасон» (не окончена, концертное исполнение – 1889), «Арнльут Геллине», мелодрамы «Берглиот» (остались в эскизах), музыки к пьесе «Сигурд Крестоносец» (1872), множества песен. С 1874 жил преим. в Бергене, с 1885 – на вилле Тролльхауген в окрестностях Бергена. С кон. 1870-х гг. концертировал как пианист и дирижёр в странах Зап. Европы вместе с женой, камерной певицей Ниной Хагеруп, исполнявшей его песни. В 1880–82 руководил в Бергене муз. об-вом «Гармония». В 1888 в Лейпциге познакомился и вскоре подружился с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене учредил первый фестиваль норв. музыки (проводятся поныне). Выступал как муз. критик (автобиографич. очерк «Мой первый успех», 1905; ст. «Моцарт и его значение для современности», 1906; ряд статей о творчестве норв. и дат. композиторов, Р. Шумане, Р. Вагнере, Дж. Верди и др.).
Творчество Г., впитавшее влияния нем. романтизма, вместе с тем глубоко национально. Характерные для Г. стилистич. приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, нар. танцевальных ритмов и др.) сложились под воздействием норв. фольклора. Преим. миниатюрист, Г. проявил себя как мастер фп. (10 тетрадей «Лирических пьес», 1867–1901; циклы «Поэтические картинки», 1863; «Из народной жизни», 1871; «Листки из альбома», 1878; «Настроения», 1905), камерно-вокальной [ок. 150 песен для голоса с фп., в т. ч. вокальные циклы «По скалам и фьордам» (слова X. Драхмана, 1886), «Норвегия» (слова И. Паульсена, 1894), «Дитя гор» (слова А. Гарборга, 1895)] и камерно-ансамблевой музыки. Ярко индивидуальный стиль Г., тонкого колориста, во многом близок муз. импрессионизму. Композитор по-новому, как «картинное чередование образов» (Б. В. Асафьев), трактовал сонатную форму в струнном квартете g-moll (1878), сонате для фп., 3 сонатах для скрипки и фп. (F-dur, 1865, G-dur, 1867, c-moll, 1887), сонате для виолончели и фп. (a-moll, 1883); драматизировал и симфонизировал форму вариаций (Старонорвежский романс с вариациями для 2 фп., 1890, версия для оркестра, 1905; Баллада g-moll для фп., 1876, и др.); стилизовал жанры и формы музыки барокко (сюита «Из времён Хольберга» для струнного оркестра, 1885). Особенно популярны 2 сюиты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1888, 1892): Г. дал своё поэтич. прочтение текста, усилил его лирич. черты, внёс пейзажные моменты. В ряде произведений воплотились образы нар. легенд и сказаний («В пещере Горного короля» из музыки к «Пер Гюнту», фп. пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»).
Среди др. сочинений: Симфония c-moll (1864), баллада «В плену гор» для баритона, струнного оркестра и 2 валторн (слова народные, 1878); Симфонич. танцы для оркестра (1898); оркестровые транскрипции собств. песен и фп. пьес; Andante con moto для фп., скрипки и виолончели (1878); для мужского хора и солистов – «Альбом обработок норвежских народных песен» (1878), «Возвращение на родину» (слова Б. Бьёрнсона, 1881); для смешанного хора а капелла – гимн «Ave, maris stella» (1898), 4 псалма на темы старинных норв. церковных песнопений (1906).
Творчество Г. составило эпоху в развитии норв. иск-ва. Традиции Г. продолжали К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес, а также совр. норв. музыканты К. Эгге, X. Северуд, Э. Твейтт и др.