Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕЙГА́УЗ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 288-289

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. О. Чехович

НЕЙГА́УЗ Ген­рих Гус­та­во­вич [31.3(12.4).1888, Ели­са­вет­град, ны­не Ки­ро­во­град, Ук­раи­на – 10.10.1964, Мо­ск­ва], рос. пиа­нист, пе­да­гог, муз. пи­са­тель, нар. арт. РСФСР (1956). Пле­мян­ник Ф. М. Блу­мен­фель­да, двою­род­ный брат К. Ши­ма­нов­ско­го. В дет­ст­ве учил­ся иг­ре на фортепиа­но у от­ца, пиа­ни­ста Гус­та­ва Виль­гель­мо­ви­ча Ней­гау­за (1847–1938). С 8 лет им­про­ви­зи­ро­вал, с 10 лет кон­цер­ти­ро­вал. В 1904 и 1906 га­ст­ро­ли­ро­вал в Гер­ма­нии, в 1909 – в Ита­лии. В 1906 в Бер­ли­не со­вер­шен­ст­во­вал­ся в иг­ре на фп. у Л. Го­дов­ско­го (в 1912–1914 – у не­го же в Ве­не), в 1910 брал уро­ки ком­по­зи­ции у П. Ф. Юо­на (уче­ни­ка С. И. Та­нее­ва). В 1915 окон­чил экс­тер­ном Пет­рогр. конс. В 1916–18 пре­по­да­вал иг­ру на фп. в Муз. уч-ще в Тиф­ли­се, в 1919–22 проф. по классу фп. Ки­ев­ской конс. В 1922–41 и 1944–64 проф. Моск. конс. (в 1935–37 ди­рек­тор). В Мо­ск­ве в се­зон 1922/23 ис­пол­нил все со­на­ты А. Н. Скря­би­на, до 1958 кон­цер­ти­ро­вал в СССР как со­лист и в ан­самб­ле (в ду­этах с А. А. Бран­ду­ко­вым, П. Ко­хань­ским, позд­нее с М. Б. По­ля­ки­ным, Д. Ф. Ой­ст­ра­хом, С. Н. Кну­ше­виц­ким, с Квар­те­том им. Бет­хо­ве­на). Был уча­ст­ни­ком круж­ка П. А. Лам­ма. Близ­кая друж­ба свя­зы­ва­ла Н. с Б. Л. Пас­тер­на­ком, Р. Р. Фаль­ком, В. Ф. Ас­му­сом, Н. Н. Виль­мон­том, А. Г. Габ­ри­чев­ским. С 1933 вы­сту­пал в пе­ча­ти со стать­я­ми об ис­пол­ни­те­лях (Го­дов­ском, Й. Си­ге­ти, О. Клем­пе­ре­ре, Э. Пет­ри, По­ля­ки­не, В. В. Соф­ро­ниц­ком, Е. А. Мра­вин­ском, М. И. Грин­берг, Г. Гуль­де, С. Т. Рих­те­ре) и ком­по­зи­то­рах. В 1940 по­лу­чил сте­пень д-ра ис­кус­ст­во­ве­де­ния. В 1941 был аре­стован по сфаб­ри­ко­ван­но­му об­ви­не­нию, в 1942–44 на­хо­дил­ся в ссыл­ке в Сверд­лов­ске, пре­по­да­вал в Ураль­ской кон­сер­ва­то­рии.

Ис­кус­ст­во Н. – од­на из вер­шин ро­ман­тич. пиа­низ­ма, пре­ем­ст­вен­но свя­зан­ная с тра­ди­ция­ми Ф. Лис­та, А. Г. Ру­бин­штей­на, Ф. М. Блу­мен­фель­да, А. Н. Скря­би­на, И. Гоф­ма­на. Бур­ный тем­пе­ра­мент, им­пуль­сив­ность, во­ле­вое на­ча­ло со­че­та­лись в его иг­ре с оду­хо­тво­рён­ной по­этич­но­стью, тон­ким ли­риз­мом, стра­ст­но­стью и прав­ди­во­стью вы­ра­же­ния; бо­гат­ст­во фан­та­зии и не­по­сред­ст­вен­ность творч. пе­ре­жи­ва­ния в мо­мент ис­пол­не­ния – с ин­тел­лек­ту­аль­но­стью ин­тер­пре­та­тор­ских за­мы­слов. В ог­ром­ном ре­пер­туа­ре Н. – про­из­ве­де­ния И. С. Ба­ха, В. А. Мо­цар­та, Л. ван Бет­хо­ве­на, Р. Шу­ма­на, Ф. Шо­пе­на, Ф. Лис­та, И. Брам­са, К. Де­бюс­си, К. Ши­ма­нов­ско­го, Скря­би­на (мно­го­числ. зву­ко­за­пи­си), С. С. Про­кофь­е­ва, А. Н. Алек­сан­д­ро­ва, Н. Я. Мяс­ков­ско­го, Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча. Как пе­да­гог Н. при­об­щал сту­ден­тов к му­зы­ке во всём мно­го­об­ра­зии её спе­ци­фи­ки; ре­шая проф.-пиа­ни­стич. про­бле­мы, од­новре­мен­но фор­ми­ро­вал ми­ро­воз­зре­ние ху­дож­ни­ка-му­зы­кан­та. Его кн. «Об ис­кус­ст­ве фор­те­пи­ан­ной иг­ры. За­пис­ки пе­да­го­га» (1958; 6-е изд., 1999) пе­ре­ве­де­на на мн. язы­ки. Н. – соз­да­тель круп­ней­шей пиа­ни­стич. шко­лы, сре­ди учени­ков – С. Т. Рих­тер (при­ход ко­то­ро­го в его класс в 1937 Н. счи­тал гл. со­бы­ти­ем сво­ей ху­дож. жиз­ни), Э. Г. Ги­лельс, Я. И. Зак, А. И. Ве­дер­ни­ков, ор­га­нист С. Л. Ди­жур, фп. пе­да­го­ги Л. Е. Брум­берг, В. В. Гор­но­стае­ва, Т. Д. Гут­ман, Б. Л. Кре­мен­штейн, Е. Я. Ли­бер­ман, Б. С. Ма­ранц, Л. Н. Нау­мов, В. Ю. Ти­ли­че­ев; на­чи­на­ли за­ни­мать­ся в его клас­се В. В. Край­нев, А. Б. Лю­би­мов, А. А. На­сед­кин. Из­да­ны ау­дио­за­пи­си уро­ков Н. в Моск. конс. (сде­ла­ны П. В. Ло­ба­но­вым в кон. 1950-х – нач. 1960-х гг.). Ему при­над­ле­жат ре­дак­ции про­из­ве­де­ний Шо­пе­на.

Сын и уче­ник Н. – Ста­ни­слав Ген­ри­хо­вич Ней­га­уз (21.3.1927, Мо­ск­ва – 24.1.1980, пос. Пе­ре­дел­ки­но, близ Мо­ск­вы), пиа­нист, пе­да­гог, нар. арт. РСФСР (1978). С 5 лет вос­пи­ты­вал­ся в до­ме Б. Л. Пас­тер­на­ка. В 1950 окон­чил Моск. конс. [за­ни­мал­ся у В. С. Бе­ло­ва (уче­ни­ка Ф. М. Блу­мен­фель­да), за­тем у от­ца]. Вы­сту­пал как со­лист и в ан­самб­ле (в фп. ду­эте с от­цом; с Н. Г. Гут­ман и др.). Тон­кий ин­тер­пре­та­тор ро­ман­тич. фп. му­зы­ки, осо­бен­но про­из­ве­де­ний Ф. Шо­пе­на и А. Н. Скря­би­на. Га­ст­ро­ли­ро­вал, в т. ч. за ру­бе­жом. С 1957 пре­по­да­вал в Моск. конс. (проф. с 1975). Сре­ди уче­ни­ков – Б. Ан­же­рер, В. В. Кас­тель­ский, В. В. Край­нев, Р. Лу­пу, Е. Г. Мо­ги­лев­ский.

Соч.: Раз­мыш­ле­ния, вос­по­ми­на­ния, днев­ни­ки. Из­бран­ные ста­тьи. Пись­ма к ро­ди­те­лям. М., 1975; Ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие. М., 2007–2009. [Т. 1–4].

Лит.: Дель­сон В. Г. Ней­га­уз. М., 1966; Ра­би­но­вич Д. А. Порт­ре­ты пиа­ни­стов. М., 1970; Кре­мен­штейн Б. Л. Пе­да­го­ги­ка Г. Г. Ней­гау­за. М., 1984; С. Ней­га­уз. Вос­по­ми­на­ния, пись­ма, ма­те­риа­лы. М., 1988; Ней­га­уз М. Г. Ис­то­рия аре­ста Г. Г. Ней­гау­за. М., 2000; Г. Ней­га­уз. Вос­по­ми­на­ния, ста­тьи. М., 2002; Ней­гау­зы. Гус­тав, Ген­рих, Ста­ни­слав. Сб. ст. М., 2007; Вспо­ми­ная Ней­гау­за. М., 2007; Г. Ней­га­уз и его уче­ни­ки. М., 2007.

Вернуться к началу