Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРГА́НУМ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 357

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
а
б Органум «Rex caeli» из трактата «Musica enchiriadis»: а – рукопись. 10 в. Государственная библиотека Бамберга (Германия); б – современная транскрипция.

ОРГА́НУМ (лат. órganum, от др.-греч. ὄργανον – ору­дие, ин­ст­ру­мент), фор­ма и тех­ни­ка му­зы­каль­ной ком­по­зи­ции. Наи­бо­лее ран­няя фор­ма ев­роп. мно­го­го­лос­ной музы­ки. Из­вест­на в не­сколь­ких раз­но­вид­но­стях. Древ­ней­шая из них – па­рал­лель­ный О., в ко­то­ром глав­ный, за­дан­ный го­лос (кан­тус фир­мус) дуб­ли­ру­ет­ся в один из со­вер­шен­ных кон­со­нан­сов (в ок­та­ву, квин­ту, квар­ту; воз­мож­ны лю­бые ок­тав­ные уд­вое­ния). В сво­бод­ном (или не­па­рал­лель­ном) О. к глав­но­му го­ло­су при­со­чи­ня­ет­ся т. н. ор­га­наль­ный го­лос в тех­ни­ке «но­та-про­тив-но­ты». В ме­лиз­ма­ти­че­ском О. на один звук глав­но­го го­ло­са при­хо­дит­ся неск. зву­ков ор­га­наль­но­го го­ло­са, ниж­ний (по тес­си­ту­ре) вы­дер­жан­ный звук та­ко­го О. Ано­ним IV (13 в.) на­зы­вал бур­до­ном (bor­dunus). В мет­ри­зо­ван­ном О. глав­ный го­лос, из­ло­жен­ный боль­ши­ми дли­тель­но­стя­ми, гар­мо­ни­зу­ет­ся 2–3 дру­ги­ми, со­чи­нён­ны­ми в тех­ни­ке рит­мич. мо­ду­сов

Па­рал­лель­ный и сво­бод­ный О. впер­вые опи­са­ны в ано­ним­ных тру­дах кон. 9 в. «Учеб­ник му­зы­ки» («Musica enchi­riadis») и «Схо­лии к учеб­ни­ку [му­зы­ки]» («Scolica enchiriadis») (пред­по­лагае­мый ав­тор – Хо­гер Вер­ден­ский). В 1-й тре­ти 11 в. тех­ни­ке О. осо­бое вни­ма­ние уде­лил Гви­до Аре­тин­ский в трак­та­те «Мик­ро­лог...» (гл. 18–19), где на­ря­ду с тер­ми­ном «О.» ис­поль­зо­вал тер­мин «диа­фо­ния» (diaphonia). С 11 в. О. рас­про­стра­нил­ся во мно­гих цен­трах ср.-век. ев­роп. цер­ков­ной и мо­на­стыр­ской куль­ту­ры: Шар­тре, Ли­мо­же (Фран­ция), Уин­че­сте­ре (Анг­лия), Сан­ть­я­го-де-Ком­по­сте­ла (Ис­па­ния). Рас­цвет О. (в т. ч. по­яв­ле­ние са­мой слож­ной и изы­скан­ной его раз­но­вид­но­сти – мет­ри­зо­ван­но­го О.) свя­зан с Нотр-Дам шко­лой (12 в.; Пе­ро­тин, Ле­о­нин, ано­ним­ные ав­то­ры). Из клау­зул ме­лиз­ма­тич. О. в 13 в. воз­ник мо­тет.

Лит.: Eggebrecht HH., Zaminer F. Ad or­ga­num faciendum. Lehrschriften der Mehrstim­mig­keit in nachguidonischer Zeit. Mainz, 1970; Waeltner EL. Die Lehre von Organum bis zur Mitte des 11. Jahrhunderts. Tutzing, 1975; Ев­до­ки­мо­ва Ю. Мно­го­го­ло­сие сред­не­ве­ко­вья, X–XIV вв. М., 1983 (Ис­то­рия по­ли­фо­нии. Вып. 1); Фе­до­тов ВА. На­ча­ло за­пад­но­ев­ро­пей­ской по­ли­фо­нии. Вла­ди­во­сток, 1985.

Вернуться к началу