Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ПЕРА-БУ́ФФА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 230

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Луцкер

О́ПЕРА-БУ́ФФА (итал. opera buffa, opera bufa – ко­ми­чес­кая опе­ра), итал. раз­но­вид­ность ко­ми­че­ской опе­ры. В ши­ро­ком смыс­ле по­ня­тие ох­ва­ты­ва­ет все раз­но­вид­но­сти итал. муз. ко­ме­дии 18 в., в стро­гом смыс­ле от­но­сит­ся толь­ко к ко­мич. опе­ре 2-й пол. 18 в. Тер­мин (в стро­гом зна­че­нии) во­шёл в оби­ход в по­след­ней тре­ти 18 в. (од­но­вре­мен­но с тер­ми­ном опе­ра-се­риа) и ис­поль­зо­вал­ся на­ря­ду с др. обо­зна­че­ния­ми – «ве­сё­лая дра­ма» (dramma giocoso), муз. ко­ме­дия и др. Осн. ис­ток О.-б. – не­апо­ли­тан­ская муз. ко­ме­дия кон. 1730-х гг., ко­то­рая по­сте­пен­но вы­шла за пре­де­лы Не­апо­ля и с боль­шим ус­пе­хом ста­ви­лась по всей Ита­лии. К ком­по­зи­то­рам не­апо­ли­тан­ской шко­лы по­сте­пен­но примк­ну­ли и ве­не­ци­ан­ские ав­то­ры (Б. Га­луп­пи, Ф. Бер­то­ни, В. Чам­пи и др.).

Ис­то­рию соб­ст­вен­но О.-б. от­кры­ва­ет «Ар­ка­дия на Брен­те» дра­ма­тур­га К. Голь­до­ни с му­зы­кой Га­луп­пи (1749). Осо­бым ус­пе­хом (в Ита­лии и за её пре­де­ла­ми) поль­зо­ва­лись со­чи­не­ния тех же ав­то­ров «Лун­ный мир» (1750), «Сель­ский фи­ло­соф» (1754), «Дья­во­лес­са» (1755) и др. В них ут­вер­ди­лись осн. чер­ты О.-б. 1750-х гг.: вни­ма­ние к об­ществ. нра­вам, тон­ко вы­пи­сан­ная ан­ти­ари­сто­кра­тич. са­ти­ра и осо­бый вес ха­рак­те­ра но­во­го ти­па. Этот «сред­ний» ха­рак­тер (mezzo carat­te­re) рав­но уда­лён как от ус­лов­но-воз­вы­шен­ных бла­го­род­ных ге­ро­ев (inna­mo­rati – «влюб­лён­ные»; пар­тии ча­ще все­го обо­зна­ча­лись как serie – «серь­ёз­ные»), так и от ка­ри­ка­тур­ных слуг, ко­мич. ста­ри­ков, обан­кро­тив­ших­ся аван­тю­ри­стов-ари­сто­кра­тов (пар­тии bufe); во­пло­ща­ет на сце­не об­раз ге­роя третье­го со­сло­вия, про­ник­ну­тый идео­ло­ги­ей Про­све­ще­ния. Голь­до­ни в 1749–63 соз­дал 43 либ­рет­то ко­мич. опер, му­зы­ку к ко­то­рым пи­са­ли Э. Ду­ни, Дж. Скар­лат­ти, Д. Фис­кь­ет­ти, Н. Пич­чин­ни, Т. Тра­эт­та, Ф. Л. Гасс­ман и др. Мно­гие из этих либ­рет­то ис­поль­зо­ва­лись не­од­но­крат­но (на од­но из наи­бо­лее по­пу­ляр­ных – «Лун­ный мир» – бы­ло соз­да­но 8 опер). В опе­рах Га­луп­пи и его со­вре­мен­ни­ков по­сте­пен­но сло­жи­лись спе­ци­фич. «буф­фон­ный» муз. язык и приё­мы муз. дра­ма­тур­гии (в ча­ст­но­сти, раз­вёр­ну­тые фи­на­лы-куль­ми­на­ции ак­тов), спо­соб­ст­во­вав­шие пре­вра­ще­нию му­зы­ки в но­си­тель­ни­цу дра­ма­тич. дей­ст­вия.

Осо­бую, сен­ти­мен­таль­ную раз­но­вид­ность О.-б., в ко­то­рой на­шли пре­лом­ле­ние те же тен­ден­ции, что и во франц. «слез­ли­вой ко­ме­дии» (comédie lar­mo­y­ante) и про­све­ти­тель­ском нра­во­учи­тель­ном ро­ма­не, от­кры­ла по­став­лен­ная в 1760 «До­б­рая доч­ка» Н. Пич­чин­ни (либр. Голь­до­ни). С сер. 1760-х гг. О.-б. раз­ви­ва­лась ме­нее ак­тив­но, что бы­ло во мно­гом вы­зва­но сме­ной по­ко­ле­ний либ­рет­ти­стов и ком­по­зи­то­ров. Сре­ди но­вой плея­ды ав­то­ров (с сер. 1770-х гг.) са­мы­ми из­вест­ны­ми бы­ли дра­ма­тур­ги Дж. Бер­та­ти (Ве­не­ция), Дж. Па­лом­ба и Дж. Б. Ло­рен­ци (Не­аполь), ком­по­зито­ры Дж. Паи­зи­ел­ло, Д. Чи­ма­ро­за. Пло­до­твор­ные тра­ди­ции О.-б. сло­жи­лись за пре­де­ла­ми Ита­лии, в ча­ст­но­сти в Ве­не, где со­пер­ни­че­ст­во либ­рет­ти­стов Дж. Б. Кас­ти и Л. Да Пон­те, ком­по­зито­ров Дж. Паи­зи­ел­ло, А. Саль­е­ри, В. Мар­тин-и-Со­ле­ра и В. А. Мо­цар­та при на­ли­чии пер­во­класс­ной труп­пы ис­пол­ни­те­лей при­ве­ло в 1783–90 к со­зда­нию ря­да ше­дев­ров. Итал. О.-б. этих лет (на­ря­ду с франц. ко­мич. опе­рой) по­влия­ла на фор­ми­ро­ва­ние опер­ных тра­ди­ций в Ав­ст­рии и Гер­ма­нии (сев.-нем. и австр. зин­гш­пиль), в Рос­сии (с кон. 1770-х гг.). По­след­ние яр­кие со­чи­не­ния жан­ра – опе­ры Дж. Рос­си­ни, по­став­лен­ные в 1813–17.

Лит.: Della Corte A. L’opera comica italiana nel ’700: studi e appunti. Bari, 1923; Robinson MF. Naples and Neapolitan opera. Oxf., 1972; Крун­тяе­ва ТС. Италь­ян­ская ко­ми­че­ская опе­ра XVIII в. Л., 1981; Hucke H. Die En­t­ste­hung der Opera buffa // Bericht über den In­ter­nationalen Musikwissenschaftlichen Kon­gress, Bayreuth 1981. Kassel, 1985; Луц­кер П. К во­про­су об эво­лю­ции италь­ян­ской ко­ми­чес­кой опе­ры XVIII в. // Из ис­то­рии за­пад­но­ев­ро­пей­ской опе­ры. М., 1988; Хо­дор­ков­ская ЕС. Опе­ра-буф­фа // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. XVIII век. СПб., 2000. Кн. 2; Die Oper im 18. Jahrhundert / Hrsg. von H. Schnei­der, R. Wiesend. Laaber, 2001.

Вернуться к началу